Общее и особенное в обучении и воспитании как составляющих единого процесса обучения

Прежде всего общее в том, что каждый из указанных процессов суть процесс педагогический по целям и отвечающей им сущности; он включает целенаправленное создание и использование условий для личностно и социально ценного разностороннего развития человека любого возраста в течение всей его жизни. Такая целенаправленность задана гуманистическим в своей основе социальным заказом на отвечающий потребностям и представлениям общества тип современного человека. От имени государства этот заказ призваны выполнять прежде всего такие социальные институты, как семья, система общего, профессионального, дополнительного образования. Ведущая, стратегическая ориентация выполнения заказа направлена не столько на непосредственное, прямое воздействие на личность, сколько на обеспечение процессов и условий ее самореализации как работы над собой, т.е. на выявление или создание путей и средств ее положительной мотивации, которая воплощается в адекватной и разносторонней, индивидуально проявляемой личной активности – социокультурной, познавательной, трудовой, физической.

Системы обучения и воспитания, т.е. взаимосвязь бесконечно широкого круга различных факторов, призваны обеспечить условия для комплексного, разностороннего развития каждого человека. Однако при этом необходимо особое, специальное внимание к его склонностям, задаткам, способностям, дарованиям: их важно найти, выявить в обширной и всегда неповторимо своеобразной, индивидуальной духовной сфере личности, предоставить пространство и возможности проявления, развития, реализации. Но сделать это надо так, чтобы предотвратить, не допустить сужения, а то и потери иных интересов, к иным сторонам жизнедеятельности, межличностных отношений, разнопланового общения, в которых тоже развиваются, раскрываются и обученность, и воспитанность, вместе составляющие духовное богатство не только самого человека, но и окружающих. Человек испытывает отношение окружающих к самому себе; в зависимости от своих знаний и представлений оценивает отношение других к семье, к делу и т.д., более того, именно отношение к другим и с другими каждый проявляет в меру своей образованности и воспитанности. Будь эти качества развиты по-разному, но в принципе позитивны, всем было бы лучше, однако для этого необходимо взаимное, обоюдное соответствие, а в идеале – гармония опять-таки разных, но в принципе гуманных мыслей, чувств, поведения, т.е. внутренних и внешних проявлений человека, группы, коллектива, общества в целом.

Обращаясь к особенностям обучения и воспитания как составляющих педагогического процесса, важно, вновь подчеркнув их взаимную и качественную комплементарность и взаимовлияние в целостном процессе образования, отметить следующее. Обучение связано прежде всего и главным образом с умственной деятельностью в ходе освоения учебной и иной информации и способов ее получения и применения; воспитание – с влиянием на качества личности, проявляющиеся в отношении к жизни, чертах духовности, свойствах семьянина, труженика – активного субъекта разносторонних интересов и познания, члена общества, носителя культуры, потенциального и реального творца жизни, своей и общества, способного работать над собой, совершенствовать себя в сферах познания и профессии, общественных проявлений и досуга, во многом другом. Однако человек таким не рождается, а становится, и, повторим, не только в результате целенаправленных усилий семьи и системы образования. Существенны и воспитывающие по сути влияния самой широкой социальной среды: от ближайшего социума до тех же СМИ и других факторов, вовсе не считающихся педагогическими, но и не отрицающих своих такого рода намерений. Поэтому в реальности они оказываются воспитывающими, поскольку "поучают и воспитывают", выступая живым, хотя часто и тенденциозным отражением и воплощением самых разных сторон политической, государственной, культурной, производственной жизни. Их влияние, по-своему необходимое для социального воспроизводства разных поколений (вовсе не только готовящихся к вступлению в самостоятельную жизнь, но и уже активно в ней живущих), весьма условно было бы относить к стихийным и однозначно оценивать как положительное или отрицательное. Эти влияния связывают с явлением социализации – сложным, разноуровневым, полиструктурным феноменом.

Понятием социализации обозначаются хотя и тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные, но разные процессы. С одной стороны, социализация означает все множество разного рода внешних социальных влияний на человека, идущих от семьи, ее менталитета и реального образа жизни, от образовательной системы всех уровней, от СМИ и того, как они отбирают, освещают и толкуют общественные события и какую таким образом создают психологическую атмосферу в обществе, от приобщения человека к культуре, от его непосредственного профессионального окружения, круга общения и т.д. С другой стороны, социализация – это определенная и динамичная мера адаптации человека к названным и иным социальным факторам, восприятие и освоение их влияний. Такое формирование свойств социальности человека, его способности жить в обществе – сложнейший внутренний процесс, во-первых, естественно, сугубо индивидуальный по протеканию и результатам; во-вторых, связанный с непременной противоречивостью не только самих внешних влияний, но и, тем более, их субъективного восприятия ("хочу и должен", "можно и нельзя", "вера и сомнение", "правда и ложь", "право и обязанность" и пр.), внутренней мотивации активности, выбора и принятия решения, руководства к действию; наконец, в-третьих, по ориентирам внутреннего и реализуемого отношения к себе и другим.

В целом же, сколь ни важны внешние факторы и условия социализации, сколь ни серьезна прямая или косвенная зависимость от них, главными для жизнедеятельности человека выступают его целеустремленность, способность преодолевать трудности, успешно противостоять "социальному негативу", взаимодействовать, не теряя себя, с окружающими. Собственно, именно в поддержании выработки такого рода качеств состоят задачи обучения и воспитания, всего и всякого, и прежде всего целенаправленного педагогического процесса, который всегда испытывает и оказывает влияние на процесс социального становления личности. Было бы неуместной схоластикой спорить: что первично – воспитание или социализация? Что важнее – социализация или воспитание человека? Они и неразделимы, и обоюдно необходимы, а действительно первична и важна их взаимосвязь: без нее слаба надежда на интенсивность развития и личности, и общества. С гуманистических позиций социализация так же значима для развития личности, как и воспитание, потому что ни то, ни другое объективно неотменимо, существуя как естественное проявление и условие развития цивилизованности. Важно, чтобы это понимали и этим руководствовались сами люди, каждый из нас.

Единство составляющих процесса образования как бы разрешается самым главным компонентом всего процесса – развитием личности, которым, в свою очередь, создается реальная основа для дальнейшего укрепления этого единства.

Развитие – это сложный процесс, общее и универсальное ОГЛАВЛЕНИЕ которого составляют изменение и взаимовлияние участников процесса: с одной стороны, развитие личности, т.е. целенаправленные действия субъектов ее обучения и воспитания (социализация), с другой – те изменения, что происходят в объекте вследствие такого рода действий и его собственной активности, в том числе работы над собой. Общим результатом развития в данном случае оказывается новое состояние образованности человека, выступающее интегративным критерием эффективности педагогического процесса – в тех или иных отношениях, за тот или иной период, идет ли речь об усвоении учебной информации, развитии самостоятельности и инициативы в образовательном учреждении или проявлении разносторонней активности и профессиональном росте молодого специалиста. И дело вовсе не сводится лишь к академическим успехам, сколь бы ни были они важны и сами по себе, и своим влиянием на другие стороны жизнедеятельности человека. Не менее важно обогащение новым опытом получения и применения знаний и умений, освоения новых критериев оценки и самооценки явлений, событий, состояний, в том числе опытом самоанализа – житейского и профессионального, своего и окружающих, опытом постановки и реального достижения перспектив.

Индивидуальная траектория развития

В связи с последним обстоятельством представляют интерес идея и практика определения и осуществления индивидуальной траектории развития человека, продуктивная и для того, кто по ней последует (объекта), и для того (скажем, специалиста-непедагога), кто помогает ему наметить перспективу и ее придерживаться (субъекта) в этом обоюдозначимом процессе. Действительно, для объекта это – целенаправленная программа его жизнедеятельности, прежде всего работы над собой в том или ином отношении: например, организации своего труда, функциональной роли в коллективе, овладении дополнительными знаниями, включения в систему неформальных отношений с сотрудниками. Иными словами – изменения компетентности, черт поведения, деталей общения, самооценки, самоконтроля и иных самопроявлений. Для субъекта такая траектория – складывающийся опыт педагогического по характеру влияния, его удач и ошибок, опыт внимания к людям, их взаимоотношениям, учет их при организации деятельности коллектива и – как положительный результат – рост личного авторитета. Руководитель растет сам, помогая развиваться членам своего профессионального сообщества, но формируется такая педагогическая компетентность еще раньше, в условиях профессионального образования, когда в ходе учебного процесса осваиваются определенные психолого-педагогические знания, а в ходе учебной производственной практики – первый опыт выяснения и понимания, а то и попыток решения реальных проблем в жизни действующего коллектива.

Как видим, в представлении, формировании и осуществлении педагогических аспектов индивидуальной траектории развития нуждаются, заинтересованы и ее объекты, и субъекты. Понять и осуществить такой проект весьма непросто: и из-за очевидной сложности всякой индивидуальной работы (в сравнении с групповой и массовой), и из-за отсутствия, как правило, "руководящей поддержки", и по причине сложности самоконтроля и анализа результатов. Но и вовсе не владея навыками проектирования такой траектории, трудно стать и быть руководителем любой структуры, равно как иучастником обычного взаимодействия с коллегами, своего и их развития. Между тем, в сущности, именно разностороннее развитие личности имеет практическое значение для всех сторон ее жизнедеятельности, а развитие, если так можно выразиться, "всех личностей", в той или иной мере обеспечиваемое государством и обществом, а также усилиями каждого человека, – для социального, экономического, культурного развития и процветания страны и населяющих ее людей. Разумеется, то же относится и к теснейшей взаимосвязи образования и самообразования в целом, а также к образованию и образованности конкретного человека и всего общества.