Общее образование с 1945-го до конца 1980-х гг.
Обучение в общеобразовательной школе покоилось на трех китах: академизм, унитаризм и авторитарность. По сути, это была "школа знаний" ради широты кругозора учащихся, с единым ОГЛАВЛЕНИЕм образования во всех учебных заведениях, безусловным подчинением учебного процесса авторитету педагога. Решена была историческая задача организации обязательного всеобщего обучения, сроки которого постепенно увеличивались, достигнув в конце 1980-х гг. 10 лет. Система образования за исторически короткий срок добилась крупных успехов. Медианный уровень образованности населения вырос с 2,1 года в 1920 г. до (примерно) 9,1 года в 1989 г.
Реформы образования 1945–1950 гг. происходили в условиях, когда миллионы советских людей оказались в тисках экономической разрухи и восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Сотни тысяч семей остались без кормильцев, жили трудно и голодно. В городах по праздникам отстаивали в длинных очередях за мукой и сахаром. Особенно бедствовали в деревнях. Вот как об этом вспоминала жительница деревни Шумихи, что на Алтае: "Был сильный голод. Жили только на траве".
Несмотря на тяжелейшие экономические условия, был продолжен курс на расширение масштабов обязательного образования. Приоритетом образовательной политики в 1945–1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Осуществление соответствующей реформы сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных зданий, письменных принадлежностей, учебников. Постепенно, однако, положение улучшалось. В РСФСР на протяжении 1945–1950 гг. количество учащихся 5–8-х классов выросло более чем в два раза и достигло 7,4 млн. В целом к началу 1950-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение.
Реформы образования второй половины XX в. (1958– 1991 гг.) происходили "сверху", без сколько-нибудь серьезного участия педагогической общественности. Речь не шла о какой-либо "революции", а модернизации в соответствии с научно-техническим прогрессом. "Хрущевская реформа" конца 1950-х – начала 1960-х гг. была в известном смысле попыткой возродить идеи 1920-х гг., прежде всего трудового обучения в школе. Эта и последующие реформы преследовали цель увеличения сроков и масштабов обязательного общего образования. Переход на всеобщее восьмилетнее обучение предусматривал Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (1958). Переход происходил путем трансформации семилетних школ в восьмилетние. Восьмилетний "всеобуч" потребовал рационализации школьной системы, в частности создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества. К 1961/62 учебному году реорганизация семилетних школ в восьмилетние была закончена. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования: 1) трехлетние общеобразовательные школы; 2) трехлетние вечерние школы; 3) техникумы и другие учебные заведения.
Переход к всеобщему среднему образованию был поставлен в центр школьной политики в 1960-х гг. Эту задачу предполагалось решить к середине 1970-х гг. К 1970 г. в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение. В 1975 г. в целом по СССР 96% выпускников восьмилетки посещали различные учебные заведения, где давалось полное среднее образование.
Реформаторы конца 1960 – начала 1980-х гг. намечали введение обучения компьютерной грамотности, пытались реанимировать установки 1920-х и 1950-х гг. на приобретение учащимися профессии в условиях общеобразовательной школы.
В 1984 г. была запланирована очередная школьная реформа. Реформа оказалась неудачной. Планы слияния общего и профессионального образования, профессионализации общеобразовательной школы, усиления единообразия в системе профессионально-технического образования посредством учреждения нового звена – среднего профессионально-технического училища (СПТУ) оказались надуманными и только усугубили кризис образования.
В ходе распада СССР во второй половине 1980 – начале 1990-х гг. учебные заведения России приходили во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Увеличивались "ножницы" между провозглашенными высокими целями образования и результатами обучения и воспитания. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к образованию, ухудшении здоровья учащихся, асоциальном поведении молодежи.
К началу 1980-х гг. созидательный потенциал сложившейся системы образования был в основном исчерпан. Образование страдало из-за бюрократизации, унификации, увеличения отрыва от реальностей жизни. Интересы личности школьника, студента, инициатива преподавателей учитывались все меньше. Статистика массового охвата молодежи обязательным образованием, официальные сведения о высоких процентах успеваемости скрывали беды, которые становились все болезненнее: недостаток в научнопедагогическом обосновании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых, кадровых и иных ресурсов, низкий фактический уровень подготовки массы учащихся, рост непосещаемости.
В СССР так и не удалось ликвидировать неграмотность. В 1959 г. 33% населения имело 1–2-классное образование либо было вовсе неграмотным, в 1970 г. – 22%, в 1979 г. – 11%. Особенно распространены были малограмотность и неграмотность среди женщин на селе (в 1959 г. – 50%).
В Советском Союзе в конце 1980 – начале 1990-х гг. ослабла традиционно сильная тяга к высшему образованию. Согласно статистике в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценностей – после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др. Во время опросов общественного мнения в конце 1980-х гг. образование назвали приоритетным 10–12% респондентов. Как замечал Н. Д. Никандров, резкое снижение уровня жизни россиян оказалось проблемой куда более актуальной.