Общая торговая политика
Общая торговая политика (раздел II "Общая торговая политика" части пятой "Внешнеполитическая деятельность Союза" ДФЕС) – старейшее направление внешнеполитической деятельности ЕС, правовые основы которого были заложены еще в первоначальной редакции Римского договора (в Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г.).
Необходимость в общей торговой политике продиктована объединением государств-членов в единое экономическое пространство (внутренний рынок ЕС), включая единую таможенную территорию (таможенный союз ЕС). Результатом стало превращение Союза в единого субъекта международных экономических отношений, который в торгово-экономических связях с другими (третьими) странами выступает от лица всех своих государств-членов и граждан.
Таким образом, предметом общей торговой политики ЕС являются внешнеторговые связи между ЕС в целом и странами, не входящими в его состав (третьими странами). Эти связи могут носить двусторонний характер, а также охватывать всю мировую торговлю, в том числе в целях ее постепенной либерализации в рамках ВТО, полноправным членом которой наравне с государствами является Европейский Союз (с 1994 г.).
Изначально предмет общей торговой политики ЕС ограничивался торговлей товарами. Однако в последние годы благодаря реформам Ниццкого договора 2001 г. и Лиссабонского договора 2007 г. эта сфера внешнеполитической деятельности ЕС стала охватывать и другие важные виды международной торговли: торговлю услугами, торговые аспекты интеллектуальной собственности, а также прямые иностранные инвестиции.
В соответствии с § 1 ст. 207 ДФЕС: "Общая торговая политика основана на единообразных принципах, особенно в том, что касается: изменения тарифных ставок; заключения тарифных и торговых соглашений, относящихся к торговле товарами и услугами; торговых аспектов интеллектуальной собственности; прямых иностранных инвестиций; придания единообразного характера мерам по либерализации; экспортной политики и мер торговой защиты, включая те, которые должны приниматься в случае демпинга и субсидий".
Целями общей торговой политики (ст. 206 ДФЕС) являются содействие:
– гармоничному развитию мировой торговли;
– постепенной отмене ограничений международной торговли и ограничений на прямые иностранные инвестиции;
– снижению таможенных и иных барьеров.
В рамках общей торговой политики Союз уполномочен принимать как односторонние меры, гак и совместные действия с третьими странами на двусторонней или многосторонней основе. Правовую основу для односторонних мер (например, антидемпинговые меры) устанавливают законодательные акты ЕС в форме регламентов, принимаемые Европейским парламентом и Советом ЕС (§ 3 ст. 207 ДФЕС).
В целях совместного регулирования международной торговли Союз уполномочен заключать международные соглашения с третьими странами и международными организациями (§ 3–4 ст. 207 ДФЕС), например, двустороннее соглашение с Россией о торговле текстильными товарами, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и другие многосторонние соглашения, подписанные ЕС в рамках ВТО.
В системе категорий компетенции ЕС общая торговая политика отнесена к исключительной компетенции ЕС, т.е. компетенции, в рамках которой государства-члены полностью передали суверенные права на европейский уровень (см. 3.1).
Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь
Термин "сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь", включенный в название специального раздела части пятой "Внешнеполитическая деятельность Союза" (раздел III "Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь" части пятой ДФЕС), обозначает мероприятия по развитию взаимоотношений ЕС со странами, не входящими в его состав. При необходимости, такие мероприятия могут включать в себя оказание третьим странам и их народам гуманитарной и экономической помощи.
Следует отметить, что в предмет раздела III "Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь" входят не все виды международного сотрудничества ЕС. Например, сотрудничество но вопросам взаимной торговли осуществляется Союзом в рамках рассмотренной выше общей торговой политики. Сотрудничество ЕС с третьими странами по вопросам обеспечения мира и международной безопасности, в том числе военно-политическое сотрудничество, проводится в контексте ОВПБ Союза и т.д.
Непосредственно в разделе III "Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь" части пятой ДФЕС урегулированы два направления международного сотрудничества, относящиеся к категории совместной компетенции ЕС:
– во-первых, сотрудничество в поддержку развития, включенное в компетенцию ЕС Единым европейским актом 1986 г. (гл. 1 "Сотрудничество в поддержку развития" раздела III "Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь" части пятой ДФЕС);
– во-вторых, экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами, отнесенное к ведению Союза Ниццким договором 2001 г. (гл. 2 "Экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами" раздела III части пятой ДФЕС).
Сотрудничество в поддержку развития, называемое также "политикой сотрудничества в поддержку развития", представляет собой мероприятия по оказанию помощи и иной поддержки развивающимся странам, расположенным в других частях земного шара (Азия, Африка, Латинская Америка, Океания). Согласно ст. 208 ДФЕС: "Главной целью политики Союза в этой сфере является сокращение и, в конечном счете, искоренение бедности".
С этой целью Европейский парламент и Совет ЕС посредством законодательных актов устанавливают "меры, необходимые для осуществления политики сотрудничества в поддержку развития, предметом которых могут выступать многолетние программы сотрудничества с развивающимися странами или программы, имеющие тематический подход" (§ 1 ст. 209 ДФЕС). Для финансирования указанных программ образован специальный фонд ЕС – Европейский фонд развития.
С аналогичной целью Союз может заключать международные соглашения (§ 2 ст. 209 ДФЕС), например, многосторонние соглашения о сотрудничестве с более чем 70 странами азиатско- тихоокеанского региона (Ломейская конвенция 1970 г., вместо которой в 2000 г. в городе Котону на территории африканского государства Бенин было заключено "Соглашение Котону" сроком на 20 лет).
Поскольку политика сотрудничества в поддержку развития относится к категории совместной компетенции ЕС, т.е. не исключает проведения аналогичных мероприятий государствами-членами, в ст. 210 ДФЕС предусмотрено, что "Союз и государства-члены координируют политику, проводимую ими в сфере сотрудничества в поддержку развития, и согласовывают друг с другом свои программы помощи, в том числе в рамках международных организаций и в ходе международных конференций. Они могут предпринимать совместные действия. Если необходимо, государства-члены вносят вклад в реализацию программ помощи Союза".
ЕС при осуществлении мероприятий в поддержку развивающихся стран также не должен "препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию" в этой сфере (§ 4 ст. 4 ДФЕС).
Экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами охватывает мероприятия по развитию взаимоотношений ЕС с третьими странами, "которые не относятся к числу развивающихся" (ст. 212 ДФЕС). В качестве этих стран Союзом рассматриваются и не входящие в ЕС республики бывшего СССР, в том числе Российская Федерация.
Как и в области сотрудничества в поддержку развития, в рассматриваемой сфере международного сотрудничества Союз уполномочен принимать односторонние меры на основании законодательных актов Европейского парламента и Совета ЕС (§ 2 ст. 212
ДФЕС) и заключать международные соглашения с зарубежными партнерами (§ 3 ст. 212 ДФЕС).
Несмотря на то что страны, с которыми ЕС развивает экономическое, финансовое и техническое сотрудничество, не рассматриваются им в качестве развивающихся (т.е. нуждающихся в финансовой и иной поддержке), данная сфера деятельности Союза не исключает проведения им "мероприятий по оказанию содействия, в частности в финансовой сфере" (§ 1 ст. 212 ДФЕС), например, при возникновении в третьей стране серьезных экономических трудностей. "В случае, если ситуация в третьей стране требует оказания неотложного финансового содействия со стороны Союза, Совет по предложению Комиссии принимает необходимые решения" (ст. 213 ДФЕС).
Начиная с 2004 г. с использованием вышеуказанных полномочий Союз начал разрабатывать еще одно направление международного сотрудничества, целью которого служит установление максимально тесных отношений со странами, географически расположенными поблизости от его территории (но не обязательно имеющими общую границу с ЕС). В источниках вторичного права ЕС оно получило название "европейская политика соседства" (англ. European Neighbourhood Policy; франц. politique europeenne de voisinage)[1].
Европейская политика соседства получила признание в первичном праве ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. В соответствии со ст. 8 ДЕС, включенной в него Лиссабонским договором:
"1. Союз развивает с соседними ему странами привилегированные отношения в целях создания пространства процветания и добрососедства, которое основано на ценностях Союза и характеризуется тесными и мирными отношениями, базирующимися на сотрудничестве.
2. В целях параграфа 1 Союз может заключать специальные соглашения с заинтересованными странами. Данные соглашения могут предусматривать взаимные права и обязанности, а также возможность проведения совместных действий. Их практическое осуществление служит предметом периодических консультаций".
В настоящее время основными мероприятиями европейской политики соседства выступают "Союз за Средиземноморье" и "Восточное партнерство".
Союз за Средиземноморье представляет собой постоянный форум сотрудничества между ЕС и расположенными на побережье Средиземного моря государствами Европы, Африки и Азии, которые не входят в состав ЕС (от Марокко до Черногории). В рамках этого форума, учрежденного в 2008 г., намечена реализация множества совместных проектов: по очистке Средиземного моря, строительству автомобильных дорог, соединяющих средиземноморские порты, и др.[2]
Восточное партнерство, которое также берет начало в 2008 г.[3], направлено на установление привилегированных отношений между ЕС и рядом республик бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина), включая финансирование из специального бюджетного фонда ЕС ("Европейский инструмент соседства и партнерства") с возможностью создания в будущем "Экономического сообщества соседства" (франц. Communaute economique de voisinage).
В 2011 г. Европейский парламент и парламенты государств- участников Восточного партнерства учредили совместную парламентскую ассамблею "EURONEST", формируемую ими на паритетной основе[4]. В задачу EURONEST входит обсуждение вопросов, представляющих общий интерес, и подготовка соответствующих резолюций и рекомендаций но укреплению Восточного партнерства, не имеющих юридически обязательной силы[5].
Российская Федерация как крупнейший евразийский сосед ЕС в настоящее время воздерживается от участия в мероприятиях европейской политики соседства и стремится к установлению с ЕС стратегического партнерства и отдельных "общих пространств" Россия-ЕС на двусторонней основе[6]. Общая программа действий в этом направлении заложена в "дорожных картах", принятых па встрече в верхах Россия-ЕС 10 мая 2005 г. (Дорожная карта по общему экономическому пространству, Дорожная карта по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, Дорожная карта по общему пространству внешней безопасности, Дорожная карта по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты).
В особом режиме (вне рамок европейской политики соседства) развиваются отношения между ЕС и западноевропейскими странами, входящими в состав Европейской ассоциации свободной торговли – ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Все члены ЕАСТ в конце XX – начале XXI в. заключили с ЕС соглашения об ассоциированном участии в Шенгенских достижениях, на основе которых они входят в Шенгенское пространство при одновременном заимствовании (рецепции) законодательства ЕС о визах и пересечении границ. Эти же страны (кроме Швейцарии) с 1994 г. образовали вместе с ЕС "Европейское экономическое пространство", предполагающее распространение на них основных свобод ЕС в области единого внутреннего рынка (свобод передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов), также при условии включения во внутреннее законодательство соответствующих правовых норм ЕС.
Особым направлением деятельности ЕС на международной арене, тесно связанным с рассмотренными выше направлениями международного сотрудничества, выступает гуманитарная помощь. После вступления в силу Лиссабонского договора ей впервые посвящена специальная глава раздела "Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь" ДФЕС (гл. 3 "Гуманитарная помощь" раздела III "Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь" части пятой "Внешнеполитическая деятельность Союза"),
В соответствии с § 1 ст. 224 ДФЕС мероприятия ЕС в области гуманитарной помощи "направлены на предоставление в адресном порядке содействия, помощи и защиты населению третьих стран, пострадавшему от катастроф, вызванных природными факторами или человеком, в целях удовлетворения гуманитарных потребностей, которые возникают в результате этих различных ситуаций".
Мероприятия ЕС по оказанию гуманитарной помощи должны проводиться в соответствии с принципами международного права, а также "принципами беспристрастности, нейтральности и недискриминации" (§ 2 ст. 224 ДФЕС). Они также должны быть скоординированы и согласованы с гуманитарными мероприятиями международных организаций и учреждений, в частности, тех, которые входят в систему ООН (§ 7 ст. 214 ДФЕС).
Правовые основы осуществления мероприятий Союза по оказанию гуманитарной помощи определяют законодательные акты, издаваемые Европейским парламентом и Советом ЕС (§ 3 ст. 224 ДФЕС). На основе этих актов, в частности, должен быть создан "Европейский добровольный корпус гуманитарной помощи", участниками которого (волонтерами) призваны выступать "молодые европейцы" (§ 5 ст. 214 ДФЕС).
Правовой режим осуществления Союзом гуманитарной помощи также может служить предметом специальных международных соглашений, заключаемых ЕС с заинтересованными третьими странами и международными организациями (§ 4 ст. 214 ДФЕС).
В системе категорий компетенции гуманитарная помощь относится к совместной компетенции ЕС. При этом, как и помощь развивающимся странам (сотрудничество в поддержку развития), реализация Союзом этой компетенции не должна "препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию" (§ 4 ст. 4 ДФЕС). Чтобы обеспечить координацию гуманитарной помощи, оказываемой Союзом и его отдельными государствами-членами, Европейская комиссия уполномочена выступать с соответствующими инициативами ("Комиссия может выступать с любыми инициативами, полезными для содействия координации мероприятий Союза и государств-членов, с целью усилить эффективности и взаимодополняемость существующих в Союзе и на национальном уровне механизмов гуманитарной помощи" – § 6 ст. 214 ДФЕС).