Общая и политическая социология
Социология как наука, согласно позиции Ю. Хабермаса, возникает как теория буржуазного общества, и на ее долю выпадает задача объяснить протекание и аномические формы проявления капиталистической модернизации добуржуазных обществ. Именно социология, по словам Ю. Хабермаса, есть в первую очередь паука о кризисе перехода от традиционных к современным обществам, именно она, единственная из социальных дисциплин, сохранила связь с проблемами всего общества. Иными словами, социология становится социологией одновременно с тем, как современность становится модерном; она представляет собой совершенно новую попытку постигнуть общество как общество, а не только его экономику, политику, искусство или религию. Она претендует на особое место в ряду установившихся дисциплин. Какова бы ни была в разных обществах и в разные исторические периоды роль политики как объемлющей сферы, основные понятия политической социологии и социологии вообще изначально привязаны именно к разделению сфер социальной жизни, к современному дифференцированному обществу.
На этом основании социологию подразделяют на общую и специальную. Общая социология исследует универсальные проблемы социальной действительности, специальная – изучает особенности проявления социального действия в различных сферах общества. К специальным областям социологического знания относятся экономическая, этническая, политическая социология, социология семьи, молодежи, образования, управления, культуры, науки и т.д.
Становление политической социологии неразрывно связано с развитием общей социологии, ее основных парадигм, теорий, понятий. Но было бы неверно умолчать о влиянии политической мысли (политической философии) на развитие становления современного общества и современной политической социологии.
Современное общество в значительной степени сформировалось под воздействием политических теорий, которые, в свою очередь, в значительно большей степени отягощены грузом традиции, чем это явлено в социальных структурах и формах политической организации. Поэтому для социологической теории, безусловно, важны, например, исследования не только политической организации в так называемых примитивных обществах или высокоразвитых, но и в высшей степени "незападных" политических систем Ближнего и Дальнего Востока. Однако следует акцентировать внимание на следующем. Социология вообще, и политическая в особенности, во многом наследует традиции политической философии Запада и в ретроспективе обнаруживает свои непосредственные истоки у Платона и Аристотеля, Н. Макиавелли и Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма, Ш.-Л. Монтескье и Н. Кондорсе, А. Сен-Симона и А. Токвиля, не говоря уже о И. Канте, Г. В. Ф. Гегеле и К. Марксе. По мнению многих западных авторитетных ученых (Р. Бсндикс, С. Липсет и др.), основателями политической социологии как пауки были К. Маркс и М. Вебер.
Таким образом, понятия современной политической социологии, изначально создаваемой для описания современного западного общества, многослойны. Их нельзя ни правильно изложить, ни правильно применить вне широкой теоретической традиции. Знание теоретических традиций общей и политической социологии является своеобразным предварительным условием формирования правильных с научной точки зрения представлений о главных тенденциях как общественного, так и политического развития современного общества.
Но теоретическое знание в политической социологии не сводится только к теориям и традициям, присущим западноевропейской и североамериканской социологическим школам. Русская философская и политическая мысль имеет не менее глубокие традиции, история которых берет свое начало с момента формирования Русского государства. Как самостоятельная область научного знания русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения, природу и сущность государства, формы и типы политической организации государства и общества, оптимальных для России.
Среди русских ученых, занимавшихся вопросами общей и политической социологии, есть имена, во многом сопоставимые с именами классиков европейской социологической традиции. Широкую известность имеют труды П. Л. Лаврова, Н. И. Кареева, Μ. М. Ковалевского, П. Б. Струве, П. А. Сорокина. Знание традиций русской общей и политической социологии является также необходимым условием формирования объективных научных взглядов – как на политическую историю нашего общества и государства, так и на современные российские общественные и политические процессы. В единстве знания теоретических традиций зарубежной и отечественной общей и специальной социологии лежит ключ к успеху в понимании современных проблем политического развития как современной цивилизации в целом, так и отдельных региональных и национальных политических процессов.