Общая концепция и принципы бюджетирования

Выстраивая систему бюджетирования на предприятии, на первом этапе целесообразно сформировать общую концепцию, которая закладывает основы будущей системы. Особую актуальность этот шаг приобретает в холдинговых компаниях, так как достигается единое понимание задач бюджетирования, определяемых стратегией развития компании. В концепции системы бюджетирования определяются цели, задачи, принципы ее построения, состав и структура системы в методологическом и институциональном разрезах. Затем концепция воплощается в разработке бюджетной модели и утвержденных регламентирующих документах, обеспечивающих процесс бюджетного управления. При этом осуществляется декомпозиция целей и задач до конкретных методик, бюджетных форм, устанавливается ответственность за формирование, исполнение и мониторинг бюджетных показателей.

В основу концепции бюджетирования закладываются принципы, целесообразное сочетание которых выбирается хозяйствующим субъектом: непрерывности, совместимости, единства и непротиворечивости, соответствия (начисления) и кассовый метод, принцип персонификации ответственности за формирование, исполнение и мониторинг бюджетов и отдельных бюджетных показателей.

Принцип непрерывности связан, как правило, с двумя аспектами:

• во-первых, он выражается в непрерывном регулярном пересмотре бюджетов при сохранении плановых показателей по прошедшим периодам; закреплении периодичности процедур корректировки бюджета, составления сводок и отчетов и аналитических записок об его исполнении. При текущей корректировке учитываются инфляция, колебания спроса на продукцию и другие изменения внешней среды. Корректировки могут быть вызваны и внутренними факторами, но обычно в бюджет вносятся изменения, связанные с внешней средой. В итоге прогнозы доходов и расходов, а также денежных потоков становятся более точными;

• во-вторых, принцип непрерывности выражается в составлении "скользящих бюджетов". Из-за второго аспекта принцип непрерывности называют также принципом скольжения. В соответствие с этим принципом дополнительно к традиционному годовому жесткому (статичному) бюджету составляется еще один годовой скользящий бюджет. И если статичный бюджет с течением времени сокращается, то скользящий всегда будет составлен на год.

Пример 8.1

Па предприятии "Перспектива" решили, что по прошествии месяца к бюджетному периоду прибавляется еще месяц. Например, жесткий бюджет составлен с 1 января по 31 декабря календарного года. Проходит январь, в жестком бюджете осталось 11 месяцев, а в "скользящем" к декабрю добавили бюджет на январь следующего календарного года, и он снова состоит из 12 месяцев. Руководство предприятия всегда видит плановую картину деятельности на год вперед, а для среднего звена управления скользящий бюджет обеспечивает достаточный период для принятия оперативных решений, таких как своевременное размещение заявок на поставку ресурсов, потребность в которых возникнет в I квартале следующего бюджетного периода. Поведенческий аспект реализации принципа непрерывности заключается в том, что в условиях регулярного бюджетирования менеджеры привыкают к предъявляемым требованиям и соотносят свои повседневные действия со стратегическими целями компании.

Без выполнения принципов совместимости, единства и непротиворечивости все работы по бюджетированию могут остаться лишь на бумаге. Для практической реализации исполнения бюджетов они должны быть совместимы с взаимосвязанными информационными полями предприятия, такими как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет и др.

Принцип совместимости реализуется также при согласовании целей менеджеров различных областей управления бизнесом, гармонизации внутри предприятия коллективных и личных интересов.

Принцип единства и непротиворечивости реализуется при составлении политики управленческого учета, использовании методик, форматов представления информации, однозначности трактовки терминологии. Все классификаторы, бюджетные формы, формы отчетов об их исполнении, процедуры их формирования, документооборот должны быть унифицированы и обязательны для всех участников бюджетного процесса. Особенно это актуально для холдингов, состоящих из отдельных филиалов и дочерних предприятий для обеспечения консолидации бюджетов и эффективного мониторинга исполнения бюджетов со стороны управляющей компании.

Принцип соответствия (начисления) и кассовый метод широко используются в бухгалтерском учете всех стран. Они находят свое выражение при составлении бюджетов. Например, бюджет доходов и расходов составляется на основе принципа начисления, бюджет движения денежных средств – на основе кассового метода. Согласно принципу начисления прогнозируемые события признаются на основе соответствия времени полученных доходов и понесенных расходов в момент совершения операции, а не в момент планирования платежей.

Пример 8.2

В компании "Лесная даль" планируется отгрузка покупателям продукта "Мишка" 29 декабря бюджетного года, оплата в соответствии с договором произойдет 29 января следующего за бюджетным года, продукция освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость. Операция, связанная с отгрузкой продукции, в соответствии с принципом начисления найдет отражение в бюджете продаж, бюджете доходов и расходов по статье "Выручка", бюджете баланса по статье "Дебиторская задолженность". В бюджете движения денежных средств операция по данному контракту отражена не будет, так как бюджет составляется по кассовому методу без учета принципа начисления.

Принцип персонификации ложится в основу различных модулей управленческого учета. Его актуальность безусловна для бюджетирования, причем проявляется по-своему на различных стадиях бюджетного цикла. Персональная ответственность закрепляется в регламентирующих документах компании как отдельно за формирование, исполнение, мониторинг бюджетных показателей, так и за весь бюджетный процесс. Персональная ответственность в пределах представленных участникам бюджетного процесса полномочий согласуется с персонификацией ответственности в системах учета по центрам ответственности и мотивации персонала. При организации информационных потоков необходимо обеспечить реализацию этого принципа средствами установления персонального доступа к программным продуктам, используемым для автоматизации бюджетирования. Персонификация ответственности за бюджетные показатели находит системное выражение при формировании финансовой структуры управления на основе центров финансовой ответственности (подробно см. в гл. 9).