Общая характеристика правового режима земель водного фонда

Категория земель водного фонда предусмотрена ст. 102 ЗК РФ. Заметим, что законодателем не сформулировано целевое назначение земель данной категории, но из названия категории следует, что данные земли заняты водным фондом РФ и непосредственно связаны с использованием и охраной водных объектов.

Понятие водного фонда РФ дается в ст. 1 ВК РФ, в соответствии с которой под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ. Следует отметить, что к водному фонду РФ относятся водные объекты, официально учтенные в государственном водном реестре.

Правовой режим земель водного фонда устанавливается земельным и водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ).

Впервые земли водного фонда как отдельная категория в составе единого государственного земельного фонда страны были предусмотрены в Законе СССР от 13.12.1968 № 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик". В соответствии со ст. 44 Основ земельного законодательства к данной категории были отнесены земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами, каналами, внутренними морями, территориальными водами и т.п.), ледниками, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, под зоны охраны и т.п.

Целевое назначение земель водного фонда определялось в Земельном кодексе РСФСР 1970 г., ст. 116 которого устанавливала, что земли государственного водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, рыбо- хозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных надобностей.

Таким образом, земли водного фонда изначально предназначались для обеспечения деятельности, непосредственно связанной с использованием и охраной поверхностных вод, и включали земли, занятые водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также прибрежные территории в пределах зон и береговых полос, предусмотренные действовавшим тогда законодательством.

Например, Водный кодекс РФ 1995 г. в ст. 16 к прибрежным полосам (зонам) водоемов относил первый и второй пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, береговые полосы внутренних водных путей, полосы отвода магистральных и межхозяйственных каналов, при этом не исключалась возможность установления и других видов зон.

Первая редакция ст. 102 ЗК РФ включала в земли водного фонда, помимо названных, также водоохранные зоны водных объектов, установление и правовой режим которых регулируется водным законодательством.

Согласно ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами признаются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Поскольку правовой режим водоохранных зон непосредственно направлен на охрану водных объектов, то отнесение территорий водоохранных зон к землям водного фонда представляется вполне логичным и обоснованным.

Однако в связи с принятием в 2006 г. нового ВК РФ Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ΦЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" ст. 102 ЗК РФ была изложена в новой редакции, исключившей из состава земель водного фонда все прибрежные полосы и зоны, в том числе и водоохранные зоны.

Соответственно, с момента введения в действие ВК РФ водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, береговые полосы водных объектов и т.п. могут быть отнесены к другим категориям земель в зависимости от их места расположения.

Исключение водоохранных зон из состава земель водного фонда было направлено на либерализацию их правового режима, расширение возможностей их использования, прежде всего, в целях дачного и рекреационного строительства.

Следует отметить, что утратившее силу водное законодательство (ст. 111 – 113 Водного кодекса РФ 1995 г. и Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах (далее – Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404) содержало достаточно жесткие ограничения хозяйственной деятельности на водоохранных зонах и входящих в них прибрежных защитных полосах. Согласно нормам Положения в водоохранных зонах было запрещено: размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3°; проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ. Таким образом, отнесение территорий водоохранных зон к землям водного фонда существенно ограничивало застройку и иное хозяйственное использование земельных участков в пределах водоохранных зон. В настоящее время земельное и водное законодательство не предусматривают ограничений для предоставления таких земельных участков для дачного и иного строительства при условии соблюдения экологических, санитарно-эпидемиологических и других требований, за исключением земельных участков в пределах береговой полосы водных объектов.

Однако необходимо отметить, что исключение водоохранных зон из земель водного фонда, несомненно, усиливает антропогенную нагрузку на водные объекты и не способствует сохранению их благоприятного состояния.

В соответствии с действующей редакцией ст. 102 3К РФ в настоящее время к землям водного фонда относятся следующие земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Таким образом, земли водного фонда подразделяются на два вида, каждый из которых имеет свой правовой режим.

Правовой режим водопокрытых земель. Первый вид земель водного фонда занят поверхностными водными объектами, составляющими водный фонд РФ, по существу являясь их частью, а именно дном водных объектов. Часть 3 ст. 5 ВК РФ устанавливает, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, которая является границей поверхностных водных объектов.

Соответственно, границы этого вида земель водного фонда совпадают с границами (береговой линией) поверхностных водных объектов, определяемых в зависимости от их вида, которые перечислены в ч. 2 ст. 5 В К РФ.

Согласно ч. 4 ст. 5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется следующим образом для:

1) моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Обращаем внимание, что установленные ВК РФ границы водных объектов соответствуют расчетным величинам уровня воды в водных объектах (кроме морей и болот) и, как правило, не совпадают с существующей в конкретный период времени физической границей водного объекта (урезом воды). Поэтому на местности береговые линии водных объектов должны межеваться и обозначаться специальными информационными знаками уполномоченными органами власти в области водных отношений. Таким образом, береговые линии водных объектов являются одновременно границами самих водных объектов и земель водного фонда при отсутствии гидротехнических и других водохозяйственных сооружений.

Поскольку водопокрытые земли водного фонда представляют собой часть поверхностных водных объектов, их использование осуществляется в процессе использования и охраны водных объектов и регулируется прежде всего водным законодательством. Соответственно, правовой режим данных земель определяется правовым режимом водных объектов. Данные земли не являются объектами земельных отношений, за исключением прудов и обводненных карьеров, находящихся в частной собственности, а являются объектами водных отношений. Поэтому п. 2 ст. 102 ЗК РФ устанавливает, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

При необходимости использования дна водных объектов для добычи полезных ископаемых, прокладки подземных сооружений и других работ, связанных с использованием дна и берегов водных объектов, в пользование предоставляется водный объект или его часть в соответствии со ст. 11 ВК РФ.

Право собственности па водопокрытые земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. Водный кодекс РФ устанавливает право федеральной собственности на все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, если иное не установлено федеральными законами.

Основания отнесения прудов и обводненных карьеров к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований установлены в ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ΦЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", согласно которой:

– собственностью Российской Федерации являются земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;

– собственностью субъектов РФ являются земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ;

– собственностью муниципальных районов являются земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений;

– земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

Водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и, соответственно, занимаемые ими земли в пределах береговой линии водных объектов, а также береговые полосы таких водных объектов являются землями общего пользования и не подлежат приватизации.

Для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов может осуществляться резервирование земель на основании документов территориального планирования РФ с последующим переводом зарезервированных земель в земли водного фонда.

Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда закреплены в ст. 12 Закона о переводе земель.

Указанной статьей установлен закрытый перечень случаев перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию. Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения границ населенных пунктов;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. При создании искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание такого земельного участка, является ввод его в эксплуатацию.

Основаниями перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда являются следующие случаи:

1) если земли заняты водными объектами;

2) строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

3) изменение русел рек и иные изменения местоположения водных объектов.