Общая характеристика потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям. Некоторые авторы создают реестры потребностей, состоящие из множества рядоположенных наименований: в данном случае единственным критерием для классификаций (которые можно назвать "перечнями") выступает само ОГЛАВЛЕНИЕ потребности. Например, В. Макдауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные готовые способы реагирования, выделяет 17 основных потребностей (пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех, отдых и сон, комфорт, передвижение) и добавляет к ним "примитивные" склонности (кашель, чихание, дыхание и т.д.). Классификация Ф. Лерша (1938) насчитывает 18 потребностей (автор называет их "стимулирующими переживаниями"). Автор персонологической концепции личности Г. Мюррей выделяет 20 базовых потребностей человека: достижение, аффилиации (желание нравиться другим людям), агрессия, автономность, противодействие, защита, уважение, унижение, доминирование, презентация, избегание вреда, моральное избегание, забота, порядок, игра, отвержение, чувствительность, секс, получение поддержки, понимание.
Главным недостатком таких классификаций, по меткому выражению А. Маслоу, является то, что при желании "можно создать “перечень”, в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний". Однако даже классификации подобного рода порой могут быть полезны. Так Генри Мюррей создал одну из наиболее популярных процедур диагностики мотивационной сферы личности – Тематический апперцептивный тест (ТАТ). По Мюррею, жизнь человека – это переплетение различных тем (под темой понимается встреча потребности и соответствующей ей жизненной ситуации). Для каждого человека можно выделить "единую", т.е. главную, тему, пронизывающую в разнообразных вариантах все его существование. От термина "тема", собственно, и произошло название Тематического апперцептивного теста, разработанного для диагностики ведущих тем в жизни личности (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Пример стимульного материала Тематического апперцептивного теста (иллюстрация № 14)
ТАТ, созданный для того, чтобы вычленить единую тему личности, представляет собой образец проективного теста, где испытуемому предлагают неоднозначный стимульный материал (в данном случае его просят составить рассказ но рисунку), полагая при этом, что характер ответа определяется особенностями его личности, как бы "проецируются" на материал. Например, рассматривая изображение человека у окна, представленного на рисунке, испытуемый может решить, что тот любуется звездным небом или готовится к самоубийству. Соответственно с основными линиями рассказа, которые будет строить испытуемый относительно сюжета рисунка, психолог и сделает вывод о главенствующей в данный момент теме его жизни.
Но вернемся к проблеме классификации потребностей. "Пора уже осознать, – продолжает А. Маслоу, – что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний, и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий". Следуя совету одного из самых уважаемых исследователей в области мотивации человека, выделим те основания классификаций, которыми пользовались представители самых разных течений в психологии, описывая мотивационное поле личности.
1. По критерию того, притягательным или отталкивающим является предмет потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать к достижению объекта, вторые – к избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотив достижения, мотива негативного типа – мотив избегания неудач. Соответственно поведение, инициированное позитивными мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, а поведение, разворачивающееся под воздействием негативных мотивов, – удалением от него.
2. По критерию стабильности присутствия потребности у субъекта выделяют потребности постоянные (например, потребность в кислороде), устойчивые (например, потребность в общении), циклические (например, потребность в пище, сексуальная потребность у животных) и ситуативные (например, потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).
3. По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния (особенно при невозможности реализации потребности) их можно разделить на сильные, умеренные и слабые.
4. По преобладанию ориентации на результат деятельности (например, труд, учение) или на сам процесс ее выполнения (например, игра) выделяют результативные и процессуальные потребности.
Близко к данной классификации стоит предложенное А. Н. Леонтьевым разделение на предметные и функциональные потребности, а Г. Мюррей по аналогичному основанию выделяет эффектные и модальные потребности.
5. Важным критерием для классификации потребностей является их витальность (необходимость для поддержания жизни) или факультативность. Причем одни авторы считают, что факультативные потребности – это просто некоторая надстройка над витальными потребностями, что-то похожее на более "хитрый" способ их удовлетворения. Так, Г. Халл говорит о первичных и вторичных побуждениях; вторичные побуждения возникают на основе первичных по принципу условно-рефлекторной связи, но впоследствии могут приобретать определенную автономность, как бы "отрываться от корней". Например, стремление к академическим успехам (вторичное побуждение) формируется у ребенка как фиксация сложившейся в опыте связи между получением хорошей оценки и вкусными блюдами (первичная пищевая потребность), которыми родители се поощряют.
Г. Мюррей разделяет потребности на висцерогенные и психогенные. Первые – это потребности, связанные с органической стороной жизни субъекта (например, потребность в кислороде, воде и т.д.). Вторые – это потребности, не обнаруживающие очевидной связи с физиологическими системами организма (например, потребность в понимании). По аналогичному основанию можно говорить об органических и надорганических потребностях.
Другие авторы считают, что тот тип потребностей, которые кажутся факультативными, изначально независим от первичных биологических потребностей. Например, А. Маслоу строит свою классификацию потребностей на основании разграничения двух их видов. Он выделяет те потребности, которые отражают актуальные нужды, и те, которые как бы "смотрят в будущее", т.е. не ограничиваются сохранением существующего, а нацелены на рост и развитие. Соответственно эти две группы названы Маслоу потребностями дефицита и потребностями роста.
Потребности дефицита функционируют по гомеостатическому принципу (т.е. принципу равновесия, баланса): актуализация – удовлетворение (насыщение) – угасание. Отсюда следует циклическая природа их динамики. Потребности роста отличаются их принципиальной ненасыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения. "Много пользы нам принесло бы осознание того факта, что высшие стремления являются частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность, в пище", – пишет Маслоу. Правда, сам он считал, что высшие потребности, или потребности роста, могут стать явными только после того, когда будут минимально удовлетворены низшие дефицитарные потребности.
6. Потребности также можно различать по их представленности в конкретной ситуации, и тогда речь может идти об актуальных и потенциальных потребностях. В определенных ситуациях потребности (по предшествующим наблюдениям, безусловно, типичные для данного человека) не проявляются открыто. Например, любознательный человек не проявляет свойственной ему потребности в познании, когда очень утомлен ("Я так устал, что мне сейчас ничего не интересно"). Или, например, универсальная потребность в пище как бы "исчезает" в ситуации насыщения ("Я настолько сыт, что на еду смотреть не хочется"),
7. По степени активности субъекта, вовлеченного в мотивационный процесс, Г. Мюррей разделяет проактивные и реактивные потребности. Проактивные потребности преимущественно детерминированы внутренним состоянием субъекта (сон после тяжелой работы), реактивные – активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в затемненной комнате в полной тишине). Очевидно, что одна и та же потребность может быть реализована и как проактивная, и как реактивная. В связи с этим Мюррей проводит типологию людей на проакторов (тех, которые обычно активно ищут условия для удовлетворения своих потребностей) и реакторов (тех, кто пассивно реагирует на действующие помимо их воли стимулы среды).
8. Существует также ряд классификаций потребностей, базирующихся па представлении о диалектической борьбе разнонаправленных побуждений, динамика которых создает внутренне противоречивую картину жизни человека. Такой взгляд особенно присущ психоаналитически ориентированным концепциям. Например, 3. Фрейд постулировал в качестве базисных потребностей влечение к жизни и экспансии (либидо) и влечение к смерти и исчезновению (мортидо). Протекание психической активности человека он видел в непрекращающейся битве Эроса и Танатоса (либидо и мортидо). Представители неофрейдизма, сохраняя общую модель "единства и борьбы противоположностей" в мотивационной сфере личности, заменили крайне биологизированные эротические и танатозные побуждения другими парами, например, стремлением к власти, могуществу, превосходству и стремлением к принадлежности, общности (А. Адлер).
9. Специалисты, работающие в области психопатологии, акцентируют внимание на особых "невротических" потребностях, которые не присущи здоровому человеку. Так, К. Хорни (1942) предлагает перечень из десяти невротических потребностей, формирование которых обусловлено крахом в совладании с неизбежно возникающим у каждого ребенка "чувством изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире":
1) невротическая потребность в любви и одобрении (человек живет ради хорошего мнения о себе);
2) невротическая потребность в опекуне (такую позицию в быту часто называют "вампиризмом" – человек тратит всю свою энергию на то, чтобы не оказаться брошенным партнером);
3) невротическая потребность в ограничении жизненных целей;
4) невротическая потребность в силе (проявляется в подчеркнутом презрении к слабым и неудачливым);
5) невротическая потребность в эксплуатации других;
6) невротическая потребность в собственной значимости;
7) невротическая потребность в том, чтобы быть объектом восхищения (люди с такой потребностью часто прибегают к услугам пластической хирургии);
8) невротическая потребность в личных достижениях (гонка за успехом);
9) невротическая потребность в независимости (страх связать себя узами с другим человеком);
10) невротическая потребность в совершенстве и безупречности.
Важно отметить, что при умеренной выраженности данные потребности вполне нормальны. Опасно, когда они принимают гипертрофированную форму, подчиняя себе всю жизнь человека.
10. По принадлежности предмета потребности к материальной, социальной или культурной сфере разделяют материальные, социальные и духовные потребности.
11. Еще одним возможным критерием разделения многообразного массива потребностей (и соответственно значительно превосходящего их по численности богатства мотивов) может быть соответствие типам деятельностей, в рамках которых они удовлетворяются (см. подпараграф 2.2.6). Тогда потребности, предмет которых представляет собой вещный объект внешнего мира, можно назвать объектно-ориентированными (потребности потребления); потребности, предметом которых является другой человек, можно назвать субъектно-ориентированными (потребности обмена); а потребности, предметом которых выступает личность их носителя, можно назвать личностно-ориентированными потребностями (потребности творчества).
Отметим, что поскольку любое целесообразное поведение в конце концов ведет к изменению психического состояния (мы, например, узнаем, что потребность в пище удовлетворена, тогда, когда чувствуем сытость), все потребности включают в себя элемент направленности на себя самого. Кроме того, большинство деятельностей, в которые включен человек, носят полимотивированный характер, так что обычно конкретная наблюдаемая активность служит удовлетворению не одной, а нескольких потребностей. Так, например, преподавательская деятельность может быть и источником заработка (объектно-ориентированная), и средством воздействия на учащихся (субъектно-ориентированная), и способом повышения профессиональной компетентности преподавателя (личностноориентированная).
Возможные основания классификации потребностей представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Основные классификации потребностей
Основание классификации |
Виды потребностей |
|
Валентность мотива |
Позитивные |
Негативные |
Постоянство |
Устойчивые |
Ситуативные |
Интенсивность |
Сильные |
Слабые |
Ориентация на результат/ процесс деятельности |
Результативные |
Процессуальные |
Необходимость для выживания организма |
Витальные |
Факультативные |
Наличие физиологических механизмов сигнализации |
а) Висцерогенные б) Органические |
а) Психогенные б) Надорганические |
Ориентация потребности в настоящее / будущее |
Потребности дефицита |
Потребности роста |
Представленность в ситуации |
Актуальные |
Потенциальные |
Активность субъекта в формировании потребности |
Проактивные |
Реактивные |
Диалектическое взаимодействие парных потребностей |
а) Либидо б) Стремление к превосходству |
а) Мортидо б) Стремление к принадлежности |
Присутствие в норме и патологии |
Нормальные |
Невротические |
Отнесенность предмета потребности к различным сферам мира |
Материальные |
Духовные |
По направленности деятельности |
Объектные |
Субъектные Личностные |
Далее мы рассмотрим наиболее устойчивые мотивационные системы человека, но сначала обратимся к проблеме того, каким образом удовлетворяются потребности.