Общая характеристика меркантилизма
В XV в. сформировались первые общеевропейские экономические учения, названные меркантилизмом (от итал. mercanter – купец, торговец). Этот термин был введен в научный оборот в XVIII в. французскими просветителями. Меркантилизм никогда не имел под собой единой теории. Он представлял собой совокупность взглядов и мнений множества лиц того времени относительно источников богатства, роли денег и торговли, места государства в системе хозяйственных отношений, хозяйственной политики европейских государств.
Отметим, что политика меркантилизма возникла раньше меркантилистской теории. Теория появилась из-за возникшей необходимости точнее сформулировать правила экономической деятельности купцов и государства, найти для них научное обоснование, но уже с XVI в. теория стала опережать практику и оказывать на нее влияние.
Авторами работ были в большинстве своем не ученые, а практики – купцы, промышленники, финансисты. Они мало теоретизировали, сосредоточивая основное внимание на конкретных хозяйственных вопросах. Число авто- ров-меркантилистов огромно. Только в Англии до 1764 г. насчитывалось 2377 названий работ этой тематики.
Наиболее известными авторами эпохи меркантилизма являются:
– в Англии: Уильям Стаффорд (1554–1612) "Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников" (1581); Томас Маи (1571–1641) "Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией, содержащее ответ на различные возражения, которые обычно делаются против нее" (1621), "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства"; Дадли Норс (1641–1691)[1] "Рассуждения о торговле: особливо касательно процента, монетной системы, сокращения и увеличения денег" (1691);
– в Италии: Бернардо Даванзатти (1525–1606) " Чтение о монете" (1582); Антонио Серра (XVI в.)[2] "Краткий трактат о средствах снабдить в изобилии золотом и серебром королевства, лишенные рудников драгоценных металлов" (1613);
– во Франции•. Жан Боден (1530–1596) "Метод легкого познания истории" (1566), "Ответ на парадоксы г-на Малътруа..." (1568), "Шесть книг о государстве" (1576); Антуан де Монкретьен (1575–1621) "Трактат политической экономии" (1615), Жан Батист Кольбер (1619–1683) и др.
Трансформация доктрины меркантилизма началась во второй половине XVI в. под влиянием изменений, происходивших в экономике западноевропейских стран. В тот период уже не было нехватки денег. Политика монетаризма стала противоречить интересам крупного купеческого капитала. Она затрудняла торговлю, и, как следствие, ограничивала прибыль. Крупные купеческие компании стремились выйти из-под правительственного контроля и навязать государству собственную экономическую политику.
Выделяют два этапа развития меркантилизма. Первый этап XIV–XVI вв. называют ранним меркантилизмом, или монетаризмом. Второй – зрелый или поздний меркантилизм XVI–XVII вв.
• Ранние меркантилисты в основном выступали за накопление драгоценных металлов в стране и политику регулирования денежного оборота. Накопление денег воспринималось как обогащение нации, поскольку деньги представлялись как всеобщий и всемогущий эквивалент материального богатства, идеально сохранявшийся при сбережении. Своей основной задачей они считали обеспечение активного денежного баланса.
• Меркантилистами более позднего периода эта точка зрения была подвергнута критике. После открытия новых земель и притока драгоценных металлов в XVI в. накопление денег перестало быть актуальной проблемой, более того, оно стало оказывать негативное влияние на доходность экспортно-импортных операций из-за роста внутренних цен. "Обилие денег в королевстве делает отечественные товары дороже. Что... прямо противоположно благу государства в отношении размеров торговли", – писал Т. Ман[3]. Помимо этого ограничение вывоза денег мешало расширению торговых операций и росту торговых прибылей.
Поздние меркантилисты критиковали своих предшественников за слишком активное вмешательство государства в вопросы денежного обращения, за регулирование валютных курсов и ставок процента, столь распространенных в эпоху раннего меркантилизма. Они первыми заинтересовались идеей саморегулируемости денежных потоков и выступили против ограничений торговой деятельности.
Предмет. Основной задачей, которую ставили перед собой авторы экономических трудов эпохи меркантилизма, являлся поиск источников обогащения нации. Это было предметом анализа.
Во-первых, все проблемы ими рассматривались на макроуровне. Недаром именно в рамках меркантилизма появилось новое название экономической науки – "политическая экономия". Оно было введено французским меркантилистом Антуаном де Монкретьеном (ок. 1575–1621). Это название предполагает исследование экономических вопросов именно на уровне страны.
Во-вторых, поскольку основным источником обогащения нации являлась внешняя торговля, то именно сфера обращения стала главным предметом анализа. Основные проблемы касались организации внешней и внутренней торговли, регулирования валютных курсов и денежных потоков, "порчи денег", организации кредита.
Меркантилисты уделяли внимание и сфере производства, по исключительно в связи с тем, что она являлась основой развития эффективной внешней торговли. Главной производственной проблемой считалась переориентация экономики на нужды экспорта. Ими поднимались вопросы изменения отраслевой структуры, создания новых форм организации ремесленного и промышленного производства. Единственным не связанным с интересами торговли вопросом, интересовавшим меркантилистов, было обеспечение занятости населения.
Метод. Для меркантилистов характерен макроэкономический подход к анализу экономических явлений. Именно они ввели понятие "национальное богатство", которое заменило теологический термин "общее благо". Введение этой категории знаменовало собой процесс освобождения экономической мысли от богословских традиций. Но сохранялся характерный для средневековой мысли акцент на всеобщем благе, а не на благе индивида. Индивидуализация понятия "богатство" произойдет позже, в период зарождения классической экономической теории.
Важнейшей особенностью меркантилизма являлась эмпирическая направленность исследований. Она проявлялась в отказе от анализа абстрактных понятий, таких, например, как "справедливая цена", а также в постановке и решении чисто практических вопросов, тесно связанных с актуальными вопросами экономической политики. В этой связи стал меняться и характер выводов. Они теряли нормативный характер, свойственный религиозной мысли, и приобретали чисто прагматическую направленность, связанную с решением конкретных проблем.