Общая характеристика древневосточной экономической мысли

Предмет и метод. В странах Древнего Востока хозяйственная жизнь регулировалась с помощью традиций и государственной регламентации.

В традиционных обществах экономические исследования нс имели самостоятельного значения. Они формировались в рамках философских, правовых и религиозных систем. Предметом экономической мысли являлись макроэкономические проблемы, т.е. хозяйственные отношения в масштабах государства. Большое влияние на формирование экономических представлений оказывали особенности политико-экономического устройства конкретного общества, его практические проблемы. Значительное внимание отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношений. Постепенно из отдельных идей возникали целостные экономические учения.

Источники. Общества восточных деспотий имели экономику административного типа с большим государственным хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями. Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, государственной регламентации хозяйственной жизни нашли отражение в произведениях Древнего Египта: "Поучения гераклеополъского царя своему сыну Мерикара" (XXII в. до н.э.) и "Речение Ипусера"; Вавилона: "Кодекс Хаммурапи" (XVIII в. до н.э.); Древней Индии: "Артхашастре" (IV в. до н.э.) – руководство по общим принципам политики; Древнего Китая: "Гуань-цзы" (IV в. до н.э.) – экономический трактат.

Вопросы государственного управления в Древнем Египте наиболее полно рассмотрены в "Поучениях гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (XXII в. до н.э.). В этом сочинении перечислены экономические функции правителя, должностные инструкции верховного сановника, правила государственного управления и руководства хозяйством, которыми он должен был овладеть.

К этому же времени относится "Речение Ипусера". В нем рассмотрено бедственное положение Египта, вызванное восстанием, проанализированы последствия этих событий, которые привели к разрушению управленческого аппарата и переделу собственности, прекращению внешнеэкономических контактов, разрушению внутренней торговли. Ипусер призывал к восстановлению единой и централизованной системы организации хозяйства.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации стал регион Месопотамии, где во II тысячелетии до н.э. возникло могущественное Вавилонское царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи. При нем был разработан свод законов – "Кодекс Хаммурапи", в котором сосредоточены экономические взгляды той эпохи. В своде законов излагалась система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, усиление экономической власти государства. В частности, в него были включены статьи, защищавшие собственность подданных, регламентировавшие арендные отношения, наем рабочей силы, ростовщичество и долговое рабство.

Выдающимся письменным памятником Древней Индии является трактат "Артхашастра" (от санскр. artha – учение, sastra – доход), состоящий из 15 книг и представляющий собрание наставлений царю по вопросам государственного управления. Автором является Каутилья – советник царя Чандрагупты I. Однако авторство Каутильи "Артхашастра" не является бесспорным, существует предположение, что "Артхашастра" составлялась на протяжении нескольких столетий – с IV в. до н.э. по II–III вв. н.э. В трактате определяется главная цель экономической политики государства: пополнение государственной казны. Основным источником государственных доходов в то время являлась прибыль от царских хозяйств, налоги и пошлины. В "Артхашастре" фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена на товары. Этот письменный документ свидетельствовал о довольно высоком уровне хозяйственного развития Древней Индии.

В Древнем Китае основные течения общественной жизни оформились в V–IV вв. до н.э. Древнекитайская экономическая мысль связана с именем Конфуция (551–479 до н.э.) и его сборником "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). В экономике страны во времена Конфуция происходили существенные сдвиги. Наблюдался упадок земледелия, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит определяющее судьбу человека и общественный порядок божественное начало. Конфуций считал естественным деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов", уделом которых является физический труд. Младший должен подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. Отношения между ними он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать "доверие" и верность.

Его учение было нацелено на обеспечение общественной стабильности, укрепление авторитета государства, на широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он выступал за укрепление власти верховного правителя Китая. Только образованный правитель, являясь "отцом народа", по мнению Конфуция, способен повлиять на равномерное распределение общественного богатства.

Своеобразие экономической мысли древнекитайского общества IV–III вв. до н.э. наиболее полно отразилось в коллективном труде "Гуань-цзы". Для его написания была создана академия, где усилиями нескольких тысяч ученых были написаны 500 сочинений, составивших этот трактат.

Его авторы, руководствуясь желанием умножить богатства государства и удовлетворить потребности населения, уделяли большое внимание экономической политике государства, высказывались за необходимость государственного влияния на хозяйственную жизнь страны. Поэтому они разработали систему государственного регулирования экономики, которая включала в себя регламентацию труда земледельцев, ремесленников и торговцев, "усиление земледелия" посредством более равномерного распределения земельных участков и определения их плодородия, установления налогообложения с учетом качества земли, предоставления земледельцам кредитов и т.д. Авторы трактата большое значение придавали государственному регулированию товарно-денежных отношений. Они сформулировали принцип "уравновешивания хозяйства" путем создания государственных зерновых фондов для стабилизации цен на хлеб. Рассматривались в нем и вопросы налогообложения и денежного обращения. Трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.

Во всех сочинениях древневосточные мыслители использовали преимущественно нормативный подход. Социально-экономические отношения обосновывались ими существовавшими тогда традициями, религиозными представлениями и морально-этическими нормами.

Из всех произведений Древнего Востока, имеющих отношение к экономике, только в отношении "Артхашастры" можно говорить о применении методов абстракции и логики. С их помощью обосновывалась польза или вред для хозяйственного развития определенных государственных мер, правильность или ошибочность политики в области государственного управления.