Образ оратора (кто говорит)
При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом: 60% — КТО оратор, что он из себя представляет; 30% — КАК оратор говорит; 10% — ЧТО он говорит. Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.
Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.
1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации.
2. Положение сидя или стоя. Как произносить речь — сидя или стоя, — зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.
3. Выражение лица. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого.
4. Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание па жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.
Цель выступления
Далее важно представить себе то, что режиссер К. С. Станиславский называл "сверхзадачей выступления", т.е. представить себе идеальный результат: чего автор речи хочет добиться? Например, при подготовке студентом курсовой работы задача должна быть сформулирована так: "Защитить курсовую работу". А сверхзадача может быть следующей: "Написать работу, которая может стать основой диплома; написать работу, которая покажет, что в будущем автор достоин обучения в аспирантуре".
Очередной шаг подготовки к выступлению — составление предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. Платі состоит из 5—6 главных вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении.
Следующий шаг работы над речью — сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе. Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала — это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня.
На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме, не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке — где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Где именно записывать, каждый выбирает сам, и во многом это зависит от организованности человека. Наиболее удобный вариант для записи, конечно, компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл "Заметки по поводу" и каждый раз, когда в голову приходит перспективная мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого, нужно для себя определить, как часто (раз в пять дней, в неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы. Потом, когда начнется этап компоновки материала, выяснится, что уже процентов на восемьдесят ваша речь готова!
Структура речи. После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой: тщательно продумать структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение.
Ответы на вопросы
Никогда не говорите, что не хотите отвечать на вопрос. Начните ответ с фразы: Спасибо за интересный вопрос", "А теперь, пожалуйста, задавайте вопросы", "Буду рад (а) ответить на ваши вопросы".
Сила действия равна силе противодействия. Не нужно бороться с "интеллектуальными террористами" — одарите их вниманием, обратите внимание зала на глубину и ширину их познаний.
Маловразумительный вопрос. Попросите повторить. Повторите сами. Попросите несколько минут на размышление, одновременно отвечая на другие вопросы — что- нибудь придумается.
"Самовыражение" слушателя можно остановить фразой "Итак, ваш вопрос".
Вопросов пет. Помогите аудитории. Перед началом можно попросить кого-то из знакомых задать первый вопрос для затравки. Примените прием: "Часто спрашивают..." или "Перед началом выступления мне задали вот какой интересный вопрос...".
Начинающему оратору написать целиком текст выступления очень полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает уверенность. На завершающем этапе удобно пользоваться маркерами, выделяя цветом ключевые фразы текста (раз- метка). Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий должен тут же видеть интересующие его фрагменты. (Что касается ораторов более опытных, то они вполне могут ограничиться подготовкой развернутого плана-конспекта.)
Если выступление предстоит важное, желательно его прорепетировать. Лучше всего, если есть живой слушатель, в крайнем случае можно использовать диктофон.
Мастерство публичного выступления приходит с опытом работы в профессии. И все же узнать о главных "секретах" ораторского искусства и применении их в аудитории полезно как можно раньше, начиная со студенческой скамьи.