Земские соборы
На Руси еще в дохристианскую эпоху общепризнанное право (хотя и неписанное) основывалось на принципах, кое в чем сходных с принципами ранней эллинской демократии. Верховная власть принадлежала вече – собранию всех взрослых свободных людей племени или селения. Одновременно в систему общественного управления был заложен также и единоначальный, монархический, принцип, когда главой страны становился выборный или наследственный князь, утверждавшийся вечевым собранием и подотчетный ему. Наследственность высшей княжеской власти изначально не оформлялась строго, хотя при выборах князя неизменно учитывалось благородство происхождения и подразумевалось старшинство его рода над другими. Отчасти поэтому византийские и арабские писатели видели в общественном жизнеустройстве славян больше демократических признаков, чем монархических.
Родоначальник первой признанной восточными славянами княжеской династии Рюрик был избран именно на таком вече (новгородском). Вечевой строй, по утверждениям историков, был традиционным средством управления для восточнославянских племен, городов и местностей, хотя каждая область в разные исторические периоды вносила особенности в его организацию.
Вечевые сходы действовали до середины XVI в. и были отменены специальным распоряжением первого русского царя Ивана IV. Но даже после этого в начале XVII в. (например, в период Смуты) народное сопротивление в провинциях и столице также зачастую провозглашалось на вечевых сходах и соборах. Именно сход на нижегородской рыночной площади придал статус общенародного решения призыву старосты Козьмы Минина собрать ополчение против польских интервентов в 1611 г.
В истории России было много соборов. На них шлифовался опыт принятия решений государственного значения. Но соборы участвовали в решении и гражданских вопросов. Показателен пример с Владимиром I Святославовичем. Равноапостольный князь, проникшись христианским миролюбием и духом всепрощения, стал тяготиться княжеской обязанностью судить и наказывать преступников. "Греха боюсь", – отговаривался он от наседавших бояр. И только собор киевского духовенства смог убедить князя, что личное благочестие и добродетель всепрощения должны проявляться лишь по отношению к личным врагам, но как христианский правитель он обязан пресекать распространение зла, дабы оберегать мир и нравы подчиненного ему народа.
Еще на раннем этапе древнерусской государственности соборные принципы использовались в гражданском самоуправлении и сочетались с опытом вечевого строя, решавшего не только текущие вопросы, связанные с войной, международными договорами, выборами князя, но выполнявшего и законодательные функции. Псковское вече, например, утверждая Судную грамоту, приняло ее "по благословению отцов своих, попов всех пяти соборов и священников, и диаконов, и всего Божия священства, всем Псковом на вече". О важных соборных функциях новгородского народного схода свидетельствует тот факт, что долгое время именно вече избирало в Новгороде архиепископа на пост правящего архиерея.
Историки расходятся во мнении о том, когда был созван первый в России Земский собор: в 1547–1549 гг. или в 1550 г.? Впрочем, духовное и политическое значение этого нового явления для России и мировой истории так велико, что незначительные расхождения хронологов и скепсис некоторых историков теряют всякое значение.
Созыв первого Земского собора был не менее важным событием, чем провозглашение в феврале 1547 г. при Иване IV Московского княжества Русским царством. С точки зрения развития российской государственности этот Собор стал эпохальным событием, поскольку на нем был учрежден новый государственный механизм. В исторической литературе первый Земский собор называют нередко "Примирительным". Иван IV Васильевич, созывая его, желал прекратить сословные распри, терзавшие Русь. Специально для проведения Собора на Красной площади было возведено Лобное место, сохранившееся и до настоящих дней. Именно здесь Иван Васильевич прочитал свое послание "к народу земли Русской", содержавшее призыв к духовному единству и сословному миру[1].
Анализ событий, последовавших за Собором, дает основание полагать, что на нем также рассматривались многие задачи гражданского строительства. Некоторые исследователи считают, что именно на Соборе был принят новый Судебник – свод законов Русского царства. Вскоре последовали реформы "первого периода" царствования Ивана Васильевича (Ивана IV). Они высоко оцениваются даже теми историками, которые критически относятся к его правлению.
Соборные корни имела и опричнина. Дело в том, что часть российской аристократии лишь "на словах" согласилась с призывом к примирению и сотрудничеству, надеясь по-прежнему отстаивать собственные интересы. Такая позиция боярства, приводившая к возникновению междоусобиц, грозила Руси гибелью. Но, заручившись на Соборе всенародной поддержкой, Иван IV начал проводить собственную государственную политику, целенаправленно уничтожая боярскую оппозицию и формируя основы самодержавного управления.
Итак, первый царь не просто отменил вечевые порядки в обновленной Руси, он сделал гораздо больше – предложил новую форму государственного управления с участием народного представительства, и эта форма продолжала развиваться в последующие годы.
Земские соборы имели характерную особенность: в их решениях доминировала миротворческая линия, они созывались для пресечения нарастающей политической смуты (т.е. для упреждения кризисной ситуации) или принятия трудного (нестандартного) решения, которое могло повлиять на развитие государства, например, избрать царя или утвердить на престоле законного наследника, принять свод законов, признать вхождение в Русское царство новых земель и т.д. По этой причине в пору бурного строительства Русского государства почти все Земские соборы были непохожи друг на друга, строгой регламентации и формы у них не было.
Сведений о втором Земском соборе (1566 г.) сохранилось значительно больше. Созван он был для решения проблем, связанных с ходом войны с Польшей. Первую структурную группу составил Священный собор из 32 священников. В него вошли епископы (Пимен Новгородский и Псковский, Герман Казанский и Свияжский, Пикандр Ростовский и Ярославский), семь архимандритов, семь игуменов, митрополичий ризничий. Московский митрополит на Соборе не присутствовал, так как, но словам Александровской летописи, "...в то время митрополию оставил". Во вторую группу вошли 16 бояр, три окольничих, три казначея, хранитель Государевой печати и шесть дьяков. В третьей группе было 97 дворян первой статьи, в четвертой – 99 детей боярских второй статьи, в пятой – три торопецких помещика, в шестой – шесть луцких помещиков, в седьмой – 33 дьяка и приказных, в восьмой – 75 человек гостей (купцов). Всего на этом Земском соборе участвовали 374 человека. Они специальной грамотой выразили свое мнение относительно хода войны с польским королем и заверили царя о полной поддержке его действий.
В царствование Ивана IV было еще два обращения верховной власти к Совету всея земли: в 1564 г., когда царь уезжал в Александров с намерением отречься от престола из-за боярских интриг, и в 1579 г. накануне Ливонской войны. Примечательно, что оба раза царь безоговорочно получал народную поддержку.
Следующий Земский собор собирался в первой половине 1584 г. для утверждения на престоле сына Ивана Грозного – царевича Федора Ивановича, царствовавшего в 1584-1598 гг.
После смерти Федора Ивановича 17 февраля 1598 г. Иовом, Патриархом Московским и всея Руси был созван Земский собор, утвердивший на российский престол нового царя – Бориса Годунова. Всего в Соборе участвовало 457 человека. Из них 83 священника, в том числе патриарх Иов (он был председателем Собора), 4 митрополита, 6 архиепископов, 3 епископа, 22 архимандрита, 24 игумена, 23 монаха. Служилое сословие было представлено в количестве 338 человек, в том числе 17 бояр, 17 окольничих, 45 стольников, 34 выборных из городов и т.д. Третью категорию составили представители гражданского населения: купцы, староста гостиной сотни и сотские от "черных сотен".
Некоторые историки считают этот, самый представительный в русской истории, Земский собор "отрежиссированным" сторонниками Бориса Годунова. Отчасти это объясняется влиянием источников, написанных при Лжедмитрий, царе Василии Шуйском и в начале царствования Михаила Федоровича, авторы которых враждебно относились к Борису. Однако даже эти историки признают, что "первую половину царствования Бориса можно считать одним из лучших времен русской истории".
"Безродный царь, но разумный правитель", Борис, заручившись всенародной поддержкой, развернул масштабное государственное строительство, благодаря которому в значительной степени и был создан тот потенциал, который позволил России выжить в последующие годы, годы Смуты и польской интервенции.
На Соборе 1613 г. царем был избран Михаил Федорович Романов, ставший основателем новой династии.
С Собором 1648–1649 гг. связано составление и утверждение Соборного уложения 1649 г., а с Соборами 1653– 1654 гг. – воссоединение Украины с Россией.
На Земских соборах Смутного времени, т.е. почти всей первой половины XVII в., обязательным было представительство низших сословий. Соборные депутаты получали от избирателей "полные и крепкие достаточные приказы" (говоря современным языком, – депутатские наказы), представляли интересы своих сословий (т.е. своего "мира") и могли говорить об их нуждах "вольно и бесстрашно". В начале правления Михаила Романова Земские соборы превратились фактически в орган распорядительной власти, в котором решающая роль принадлежала представителям дворянства и населения городских посадов. Каждый Собор решал главные задачи по указаниям верховной власти.
Земские соборы при Михаиле созывали часто, чуть ли не ежегодно. Первое время они самостоятельно выражали волю "всей земли". Но позднее, когда возвратился из польского плена патриарх Филарет (отец царя) и образовалось постоянное правительство, роль соборных депутатов ограничивалась лишь возбуждением ходатайств перед верховной властью.
Некоторые представители из народа давали рекомендации по совершенствованию выборного представительства. Стряпчий Иван Бутурлин, к примеру, в 1634 г. предложил собственную программу преобразования Земского собора:
– все депутаты должны выбираться, в том числе и люди московского чина;
– срок полномочий депутатов следует ограничить одним годом или устанавливать его на усмотрение избирателей;
– Собор должен функционировать постоянно.
Пожелания Бутурлина, конечно же, не были реализованы, так как высшая власть не хотела иметь под рукой такой беспокойный, к тому же постоянный, орган.
Земский собор в России как орган сословного представительства не стал законодательным учреждением. Лишь иногда на нем утверждались приговоры, которые имели силу закона только в тех случаях, когда в работе соборов принимала участие Боярская дума во главе с царем.
Начиная с 1653 г., когда Земский собор вынес решение о включении Левобережной Украины и Киева в состав России, деятельность этого органа прекратилась. Лишь иногда власть созывала выборных от какого-либо сословия для рассмотрения конкретных проблем и поиска их решения. Формирующейся абсолютной монархии уже не были нужны органы общенародного управления. Главной ее опорой становились бюрократия и армия.