Образовательные учреждения как официальный социальный институт социализации личности
Основные понятия: образовательное учреждение, типы образовательных учреждений, дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные институты социализации личности, социальный институт образования коррекционно-компенсаторной направленности, учреждение среднего профессионального образования, учреждение высшего профессионального образования, учреждение дополнительного образования, учреждение дополнительного профессионального образования.
Одним из значимых элементов системы образования Российской Федерации является совокупность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования.
В системе образования устанавливаются следующие учреждения образования: дошкольные образовательные учреждения; учреждения общего образования (учреждения начального, основного и среднего общего образования); учреждения среднего профессионального образования; учреждения высшего образования. Каждое из этих учреждений решает проблему социализации человека на разных уровнях его образования и занимает определенное место в социуме, а значит, обладает определенным образовательным потенциалом. Рассмотрим каждое из этих учреждений в контексте элемента социума как социального института сферы образования.
Дошкольные образовательные учреждения как социальный институт
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на всестороннее развитие детей, формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями до их приема в образовательную организацию для получения общего образования.
Ключевыми позициями обновления дошкольных образовательных учреждений являются охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении приобретает свою специфику и работа социального педагога, так как целью его деятельности является социально-педагогическое сопровождение детей в возрасте от 8 месяцев до 6 (7) лет. Причем в число "подопечных" социального педагога-дошкольника входят не только маленькие воспитанники образовательного учреждения, но и их педагоги-воспитатели и родители.
Социальный педагог дошкольного учреждения неизбежно становится и семейным социальным педагогом, консультирующим и помогающим в сложных ситуациях семьям воспитанников дошкольного учреждения. Социальный педагог призван помогать семьям в кризисных ситуациях, а также работать с семьями, имеющими межэтнические и межпоколенные проблемы, разногласия на религиозной почве. Его объектом является ребенок в воспитательном микросоциуме. Оказывая социально-педагогическую поддержку ребенку, он параллельно работает с педагогами, группой сверстников и родителями ребенка.
Учреждения общего образования как образовательный социальный институт социума
Как отмечается в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации": "Общее образование направлено на духовное и физическое развитие личности, подготовку гражданина к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования".
Общее образование включает в себя три ступени (уровня): начальное общее, основное общее, среднее общее образование.
Приобретенные социальные качества дошкольника желательно развивать и закреплять на уровне начального образования и пронести их через все уровни образования.
Начальное общее образование (начальная школа) становится не "школой навыка", а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.
Учение младших школьников с самого начала представлено как социально значимая, особо уважаемая взрослыми деятельность. Главная педагогическая задача на начальном этапе обучения – обеспечение условий, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень взросления.
Роль родителей в начальной школе. Когда в классе вводится безотметочное обучение, родителям бывает трудно перестроиться и видеть сильные и слабые стороны учебной работы своего ребенка. Поэтому сразу после того, как ребенок поступил в школу, возникает задача подготовки родителей к новой роли родителей первоклассников.
Основное общее образование (основная школа) нацелена на передачу детям основ наук. Школа рассматривается как социальный институт, обеспечивающий встречу ребенка с самим собой в пространстве общечеловеческой культуры.
Роль родителей в основной школе. Характерная проблема основной школы, по мнению родителей, заключается в том, что разрыв между начальной и основной школой возникает по причине игнорирования критических периодов в развитии детей.
Среднее общее образование (средняя школа) отличается тем, что повсеместное распространение профильных и профессионально ориентированных учебных заведений (общеобразовательных с профильными классами, лицеев, гимназий, колледжей, вузов) определяет суть дальнейшего развития системы образования как в мире, так и в России. Основная идея обновления средней школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы.
Роль родителей в средней школе. Родители могут раскрывать свои возможности и позиции, отношения и различные степени готовности участвовать в реализации образовательных программ только в открытой школе. Способы получения информации разнообразны: личные беседы, анкетирование, создание базы данных, консультации родителей и учащихся.
Однако школа как социальный институт действует не изолировано от других социальных институтов, а совместно с другими социальными институтами представляет существенную составляющую городского или сельского социума.