Образовательные учебные заведения (школы) в России

Первыми русскими учебными заведениями (школами), включившими в свои программы начала философии (аристотелизм), были — нерегулярная Ртищевская школа, основанная в Москве в 1648 г. по инициативе Ф.М. Ртищева (стала предшественницей Славяно-греко-латинской академии), а также открытая в Москве в 1665 г. и просуществовавшая два года школа Симеона Полоцкого.

Ртищев Фёдор Михайлович (1626-1673 гг.), государственный деятель, дворецкий, окольничий, глава ряда приказов (Большого дворца. Тайных дел и др.), приближенный царя Алексея Михайловича (был его постельничим, потом воспитателем — дядькой), выполнял дипломатические поручения во время войн с Речью Поспалитой и Швецией (1654-1656 гг.). Обладал редким сочетанием благоразумия и непоколебимой нравственности. Был членом "Кружка ревнителей благочестия". На свои средства открыл несколько больниц и богаделен в Андреевском монастыре для людей неимущих, старых и больных. Руководитель Посольского приказа, боярин, воевода А.Л. Ордин-Нащокин считал Ртищева самым крепким человеком из придворных царя Алексея; даже казаки за правдивость и обходительность желали иметь его у себя царским наместником, "князем малороссийским".

Отец Симеон, Симеон Полоцкий, в миру Петровский-Ситнианович Самуил Емельянович (1625-1680 гг.), общественный и церковный деятель, писатель. Автор богословского трактата "Жезл правления" (1667 г.), направленного как против патриарха Никона, так и против "расколоучителей" Никиты Пустосвята, священника Лазаря и др. Был наставником детей царя Алексея Михайловича — царевны Софьи и царевича Фёдора. Преподавал в школе За и кон осп асе ко го монастыря. Один из создателей-идеологов Московского Эллино-греческого училища (Славяно-латинской академии). Один из зачинателей русского силлабического стихосложения и драматургии. В 1678 г. организовал в Московском Кремле типографию.

Начало систематическому философскому образованию было положено в Московском Эллино-греческом училище — первом русском высшем учебном заведении, открытом в 1687 г., в 1701 г. оно стало называться Славяно-латинской академией, а с 1775 г. Славяно-греко-латинской академией. Здесь готовились кадры для нужд государства и церкви, преподаватели учебных заведений (школ). Ранее была создана Киево-Могилянская академия (основатель Пётр Могила). Они были организованы по образу католических (латино-польских) университетов.

Отец Пётр (Пётр Могила), Могила Пётр Симеонович (1596-1647 гг.), с 1632 г. митрополит Киевский и Галицкий. Архимандрит Киево-Печёрской лавры с 1627 г., где основал Славяно-греко-латинскую школу, позднее ставшую Киево-Могилянской академией, добился признания легального существования Православной Церкви наряду с униатской. Автор многочисленных сочинений, в т.ч. "Учительного Евангелия" (1616 г.), "Анфологиона" (1636 г.) и ряда проповедей.

Основой обучения в этих академиях (училище, школе) были латинский и греческий языки, богословие, философия (по Аристотелю), риторика, грамматика, пиитика. Кроме того, изучались психология, математика, естествознание. Многие ученики, окончив академию, достигали немалых высот в светской и церковной жизни, часто были государственными служащими, послами, становились учёными.

Из Киевской академии вышли известные в России люди. В частности, Феофан Прокопович.

Отец Феофан, Феофан Прокопович, в миру Прокопович Елизар (1681-1736 гг.), русский государственный и церковный деятель, писатель. Родился в купеческой семье в Киеве. Постигал науки в Киево-Могилянской академии и иезуитском Коллегиуме святого Афанасия в Риме (хотя полные курсы обучения не завершил). Много путешествовал по европейским странам, посещал университеты в Лейпциге, Галле, Вене. В 1705 г. Феофан постригается в монахи и начинает преподавательскую деятельность в Киево-Могилянской академии, где читает курсы по философии, теологии, поэтике, риторике, математике, становится профессором академии, а в 1711-1716 гг. её ректором. В лекциях и философских работах этого периода "О риторическом искусстве", "Логика", "Натурфилософия, или Физика", "Этика, или Наука об обычаях" он разрабатывает основные проблемы философского знания, главные из которых — понимание философии, понятие Бога, материи и её атрибутов. Философию Ф. Прокопович рассматривал как науку, имеющую практическое значение, связанную с различными сторонами человеческой деятельности, особенно с поэзией. Являясь философом-идеалистом признавал первичность Бога. С 1718 г. он епископ Псковский, а с 1724 г. архиепископ Новгородский. Являлся сподвижником в делах российского Императора Петра I, был главой его "учёной дружины". В 1720 г. составил "Духовный регламент", на основании которого был учреждён Синод, а сам Феофан был назначен Императором Петром Алексеевичем его вице-президентом. Он принимал непосредственное участие в реорганизации школы в Заиконоспасском монастыре, создании Петербургской Академии наук и столичной духовной академии. Являлся сторонником и защитником просвещённого абсолютизма, основанного на теориях естественного права и общественного договора. Им были написаны книги и проповеди, трагикомедия "Владимир", трактаты "Слово о власти и чести царской", "Правда вали монаршей", "Рассуждения о безбожии" — сочинения о правлении Императора Петра I и Императрицы Анны Иоанновны, а также лирические стихи на русском, латышском и польском языках.

В Москве в Славяно-греко-латинской академии обучались также весьма почитаемые в России и за её пределами люди. К их числу принадлежат М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, С.Г. Зыбелин, Л.Ф. Магницкий.

Крашенинников Степан Петрович (1711-1755 гг.), путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, академик Петербургской Академии наук (1750 г.), участник 2-й Камчатской экспедиции (1733-1744 гг.). Составил первое "Описание земли Камчатской" в двух томах, изданное в 1756 г.

Зыбелин Семен Германович (1735-1802 гг.), первый русский профессор медицины Московского университета (с 1768 г.), один из основоположников профилактического направления в русской медицине. Разработал ряд практических мер предупреждения оспы и лечения детских болезней; один из организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве. В 1784 г. был избран членом Российской Академии наук, став академиком.

Магницкий Леонтий Филиппович (1669-1739 гг.), русский математик. В 1701 г. указом Императора Петра I в Москве была создана Математико-навигацкая школа, в которой Магницкий был назначен преподавателем. Он автор первого русского печатного руководства "Арифметика..." (1703 г.) — первой энциклопедии математических знаний, написан им в этой школе. По "Арифметике" Магницкого учились многие поколения российских ребятишек. В 1715 г. Магницкий назначается старшим преподавателем и руководит учебной частью школы. С 1732 г. и до конца жизни — он директор Навигацкой школы.

Философия, преподававшаяся в этих академиях, в период с середины XVII и до середины XVIII в., опиралась на авторитет Аристотеля и включала три части: логику, физику и метафизику.

Учебники, по которым велось обучение, освещали в соответствующих аспектах атеизм и атомизм древних авторов. В Киеве видными теоретиками были Иосиф Кроковский и Феофан Прокопович. В Москве до 1694 г. философию преподавали греки братья Лихуды — Иоанникий и Софроний, которые были приглашены из Константинополя и поставлены во главе Эллино-греческого училища. В училище и других школах они преподавали и читали проповеди, издали первые учебники по основным разделам философии, методические указания по её изучению, словарь, были переводчиками военных и исторических сочинений. Их реально можно считать деятелями русского просвещения. После ухода братьев из училища в 1694 г. в нём установилось господство киевских философских традиций, то есть латино-польских.

Лихуды, братья Иоанникий (1633-1717 гг.) и Софроний (1652-1730 гг.), уроженцы греческой Кефалонии, лидеры греческой партии в русском богословии кон. XVII в. — нач. XVIII в. Философско-богословское образование получили в Венеции у Герасима Влаха, будущего митрополита Филадельфийского и в Падуанском университете. Предприняли попытку организовать в России широкое философское образование по программе европейских университетов. В 1685 г. открыли свои курсы ученикам прежней типографской школы и разного рода людям, священникам, монахам, княжеским сыновьям, стольникам и др. Лихуды преподавали грамматику, риторику, пиитику, логику и физику; риторику и физику они преподавали на греческом и латинском языках. В 1694 г. братья были отстранены от преподавания из-за политических интриг, не имевших отношения к их профессиональному авторитету (по навету иерусалимского патриарха Досифея), но касавшихся их личного мнения в отношении честных действий российского патриарха Иоакима против мнений Полоцкого и других латинских новшествах.

Забегая вперёд, стоит отметить, что традиция православного обучения, включающего философию, как обязательную дисциплину, не растворилась во времени и пространстве, а приобрела новые очертания. Так, в конце 2009 г. в Париже была открыта первая русская духовная школа в Западной Европе — православная духовная семинария. Решение о её создании принял Священный Синод Русской православной Церкви по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Основной задачей Парижской семинарии является предоставление качественного богословского образования. Также она стала связующим звеном между РГЩ и христианами Франции. В семинарии готовятся кадры для научной, межцерковной, миссионерской и дипломатической деятельности Русской Православной Церкви. Обучение длится пять лет: три года бакалавриата и два года магистратуры, согласно принятым во Франции правилам. Первым ректором Парижской духовной семинарии стал иеромонах Александр Синяков.