Образовательные ситуации на ступени дошкольного образования
Оптимальная модель образовательного процесса в дошкольном возрасте положена нами в основу разработки модели образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования через ее конкретизацию в типичных для данной ступени образовательных ситуациях. В соответствии с изложенным выше пониманием образовательной ситуации как формы реализации ситуации развития ребенка, па дошкольной ступени образования мы выделяем три типичные образовательные ситуации: предметно-игровую, сюжетно-игровую и школьно-игровую.
Предметно-игровая образовательная ситуация
ОГЛАВЛЕНИЕ базового образовательного процесса в предметно-игровой образовательной ситуации составляет многообразная предметная среда, определяющая активность ребенка, его предметно-игровые действия. На пороге этой ситуации ребенок, но замечанию Л. С. Выготского, обучается по спонтанным (собственным) программам - предметная среда, сама ситуация определяют его действия. Постепенно взрослые вводят в ОГЛАВЛЕНИЕ образования различные культурные практики - игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую деятельность и коммуникативную практику. Происходит столкновение процессуально-игрового отношения ребенка к реальности (опробования себя в ней) с дифференцированными культурными практиками, требующими специфических средств-способов, и в постепенном направлении диффузной инициативы ребенка на разные предметы и сферы.
ОГЛАВЛЕНИЕ совместной детско-взрослой деятельности составляют свободная самостоятельная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли последней.
ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности дошкольников характеризуется следующими особенностями. Позицию ребенка афористично можно обозначить как "я есть ты". Это позиция активного уподобления себя взрослому, стремление действовать как взрослый. В данной позиции реализуется процессуально-игровое отношение к миру.
Действия ребенка направлены на освоение разнообразной предметной среды, на реализацию своих непосредственных интересов. Его действия побуждаются двойной мотивацией - стремлением быть с взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, выполнять его задания и стремлением делать то, что интересно самому.
Смысл действий ребенка - реализация спонтанных, собственных программ действия, стремление подражать взрослому, действовать "как взрослый", заслужить его одобрение.
ОГЛАВЛЕНИЕ педагогической деятельности включает следующие составляющие. Позицию взрослого можно обозначить как "партнер-модель". В данной позиции взрослый выступает для детей как образец действий и поведения, который может быть освоен ими в совместной деятельности.
Действия взрослого при реализации данной партнерской позиции проявляются следующим образом. Свое включение в процесс детской деятельности взрослый предваряет постановкой цели самому себе ("Я буду...") и начинать действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора - подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни се результат.
Смысл действий взрослого состоит в том, чтобы перевести ненаправленную активность детей в русло культурных практик, вовлечь детей в основные формы совместной деятельности - игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую деятельность, коммуникативную и др. Взрослый не навязывает детям собственной инициативы, внимателен к проявлениям детской активности, создает насыщенную предметную среду для развития, направляет их диффузную активность на дифференцированные культурные практики, инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств - способов действия.
Сюжетно-игровая образовательная ситуация
ОГЛАВЛЕНИЕ базового образовательного процесса составляют адекватные дошкольному возрасту культурные практики - игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, художественное чтение, коммуникативная деятельность - при ведущей роли игровой деятельности. В данной образовательной ситуации развиваются творческое воображение, культура чувств и переживаний, этические представления, произвольность поведения, способности к планированию собственной деятельности, к волевому усилию.
ОГЛАВЛЕНИЕ совместной детско-взрослой деятельности составляют свободная самостоятельная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли самостоятельной деятельности детей.
ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности дошкольников в данной образовательной ситуации характеризуется следующими особенностями. Позицию ребенка можно обозначить словами "я как ты"; это позиция творческого моделирования деятельности и отношений взрослых. В этой позиции реализуется творческое игровое отношение к миру.
Действия ребенка состоят в моделировании в своем поведении деятельности и отношений взрослых.
Смысл действий ребенка состоит в том, что он стремится войти в мир взрослых, проникнуть в смысл и мотивы деятельности взрослых.
ОГЛАВЛЕНИЕ педагогической деятельности включает следующие составляющие. Позицию взрослого можно обозначить как "партнер-сотрудник". Взрослый выступает для детей не просто как образец для подражания, а как соучастник их многообразной деятельности.
Действия взрослого при реализации взрослым партнерской позиции "партнер-сотрудник" проявляется следующим образом. Взрослый предлагает детям цели для игры, работы, исследования без модуса обязательности ("Давайте будем...") и в ходе достижения этих целей проявляет заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, а в зависимости от характера цели - и во взаимодействие с другими участниками.
Смысл действий взрослого состоит в том, чтобы актуализировать творчество детей, оснастить образовательным ОГЛАВЛЕНИЕм свободную самостоятельную деятельность детей.
Школьно-игровая образовательная ситуация
ОГЛАВЛЕНИЕ базового образовательного процесса представлено ОГЛАВЛЕНИЕм трех основных блоков деятельностей, включающего совместную непринужденную партнерскую деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей и учебные занятия. ОГЛАВЛЕНИЕ образовательной ситуации нацелено на развитие у дошкольников субъектности в действиях: умений формировать замысел, планировать и реализовать действия, оценивать результаты; на формирование иерархии мотивов, внутренних этических инстанций, произвольности поведения; на развитие способностей понимать и различать разные позиции взрослого, выделять и понимать позицию взрослого как учителя; па овладение знаково-системными формами мышления, на освоение ребенком "мироустройства" в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).
ОГЛАВЛЕНИЕ совместной детско-взрослой деятельности составляет совокупность совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, свободной самостоятельной деятельности самих детей, специально организованного обучения в форме "учебных" занятий с позицией взрослого как учителя. При этом все три составляющие образовательного процесса должны быть уравновешены - как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса свободной - регламентированной деятельности детей, инициатив взрослого и ребенка. При этом удельный вес регламентированных учебных занятий в целостном образовательном процессе должен быть невелик.
ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности дошкольников в данной образовательной ситуации характеризуется следующими особенностями. Позицию ребенка можно обозначить так: "я это я, ты это ты". Перед ребенком стоит задача интеграции своих знаний в целостный образ: первичное интегральное понимание мира отношений и деятельности взрослых, предметной среды, своего внутреннего мира и переживаний, особенностей и отношений с другими.
Таблица 5. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования
Тип образовательной ситуации |
Предметно-игровая |
Сюжетно-игровая Школьно-игровая |
|||
Базовый образовательный процесс |
Многообразная предметная среда, определяющая исследовательскую активность ребенка, его предметно-игровые действия. |
Адекватные дошкольному ОГЛАВЛЕНИЕ многообразных возрасту культурные культурных практик, практики при ведущей роли обеспечивающих построение игровой деятельности, ребенком связной картины формирующие представление мира, овладение им о целостной |
|||
ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности дошкольника |
Позиция дошкольника |
"я есть ты" |
"я как ты" "я это я, ты это ты" |
||
Действия дошкольника |
Изображает роль действием с предметами. Исследует новые предметы в действии. Подражает взрослому, сотрудничает с ним, выполняет его задания |
Моделирует в сюжетной Разыгрывание сложных игре деятельность и отношения и продолжительных взрослых. Исследует сюжетов. Создание новых природный и социальный сюжетов игр (режиссирование мир. Сотрудничает со сверстниками игр). Исследование окружающего мира и себя самого |
|||
Смысл действий дошкольника |
Реализация собственных программ действия, стремление действовать "как взрослый", заслужить его одобрение |
Стремление войти в мир взрослых, проникнуть в смысл и мотивы деятельности взрослых, познать окружающий мир |
Стремление составить целостное представление об окружающем мире и самом себе, занять значимую позицию в обществе |
|
|
Совместная образовательная деятельность |
Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли совместной партнерской деятельности |
Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли самостоятельной деятельности детей |
Совокупность совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, свободной деятельности самих детей, специально организованного обучения |
|
|
деятельности педагога |
Действия педагога |
Создает насыщенную предметную среду. Направляет активность детей на культурные практики. Инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств - способов действия |
Проявляет заинтересованность в деятельности детей и совместной деятельности, включается во взаимодействие с детьми в культурных практиках, в обсуждение результатов действий |
Организует совместную партнерскую деятельность, включается в свободную самостоятельную деятельность детей в качестве соучастника. Вводит детей в базовые школьные учебные предметы |
|
Смысл действий педагога |
Перевести ненаправленную активность детей в русло культурных практик, вовлечь детей в основные формы совместной деятельности |
Актуализировать творчество детей, оснастить образовательным ОГЛАВЛЕНИЕм основные формы совместной деятельности |
Обеспечить формирование у детей новообразований дошкольного возраста, сформировать психологическую готовность детей к школе |
|
Действия ребенка включают совокупность действий в многообразных культурных практиках, действия но построению связной картины мира.
Смысл действий ребенка в ситуации составляет стремление составить целостное представление об окружающем мире и самом себе.
ОГЛАВЛЕНИЕ педагогической деятельности включает следующие составляющие. Позицию взрослого можно обозначить как "партнер-учитель". В первую очередь взрослый вступает для детей как партнер в совместной деятельности, соучастник в свободной деятельности, и лишь во вторую - как учитель.
Действия взрослого при реализации взрослым партнерской позиции "партнер-учитель" проявляется следующим образом. Педагог-воспитатель организует (предлагает) совместную партнерскую деятельность, включается в свободную самостоятельную деятельность детей в качестве соучастника. Действия педагога-учителя включают действия введения детей в базовые школьные учебные предметы и формирования умения принимать задачу от взрослого, действовать по инструкции, ограничивать себя движением в предмете, контролировать свои действия, т.е. действия по формированию основ учебной произвольности.
Смысл действий взрослого - обеспечить формирование у детей основных достижений дошкольного возраста и сформировать психологическую готовность дошкольников к вступлению в новый этап своего развития, готовность к школьной ступени образования (табл. 5).