Образовательные и культурные поездки русских за границу в Новое время
Новая Россия европейской ориентации, по выражению А. С. Пушкина, "мужала с гением Петра". Первый российский император был любознательным и деятельным путешественником. Его поездки по Европе можно смело назвать образовательным туризмом. Ученический характер русского Просвещения вызывал настоятельную необходимость получать высшее образование и обучение новаторским областям знаний и умений (артиллерийское, корабельное дело, архитектура и живопись) за границей. Сам великий император получал образование в том числе в поездках по европейским странам. Еще в пору первого Великого посольства на верфи Амстердама Петр I повелел вырезать печать с надписью "Я ученик и ищу учителей". Любознательность ребенка и деятельные планы государственного мужа побуждали его не только дивиться чудесам заморских стран, но переносить европейские реалии на российскую почву. Идея построить новую столицу на пустом и гиблом месте, только что отвоеванном у шведов, на самом краю империи была дерзновенной, но "град Петров" стал еще и первоклассным объектом международного туризма. Иностранные путешественники и сегодня едут в Петербург, чтобы любоваться этим великолепным и уникальным городом. Петр I сам с удовольствием и гордостью показывал заезжим иностранцам первые каменные здания в новой столице, Академию наук, Кунсткамеру, корабельные верфи, представая в роли гида. Бросающаяся в глаза "европейскость" Петербурга была следствием интенсивного процесса вестернизации России XVIII в., т.е. усвоения русскими людьми европейской культуры и науки.
"Птенцы гнезда Петрова" также начинали свою карьеру с обучения за границей, с образовательных путешествий по Европе. В 1714 г. в европейские страны для обучения разным наукам была отправлена первая группа российских подданных. Они учились корабельному и артиллерийскому делу, живописи, картографии, инженерным наукам. Ученики из России появились в Лондоне, Любеке, Венеции, Флоренции, Париже, Амстердаме и других городах Европы. С ученичества за границей начинали многие знаменитые деятели России XVIII в.: архитекторы В. Баженов, А. Воронихин, А. Захаров; живописцы И. Никитин, А. Лосенко, А. Матвеев,
С. Щедрин; скульпторы И. Мартос, М. Козловский; ученые, литераторы и общественные деятели А. Кантемир, В. Татищев, Н. Карамзин, А. Радищев, Н. Новиков и многие другие. История становления русской образовательной системы (Академия паук прежде первого университета, университет прежде первой гимназии) имела "перевернутый" характер, заставляя людей, мечтавших получить полноценное образование, предпринимать длительное путешествие в Европу.
Разумеется, к коммерции этот процесс не имел никакого отношения. Обучение молодых дворян за границей являлось частью государственной политики Петра I и его преемников. Великий император желал своего рода интеллектуальной и культурной революции в России, первоначальный толчок которой и должны были дать образовательные путешествия русских в Европу. Для продвижения этой идеи в России в XVIII в. было сделано беспрецедентное количество переводов иностранных книг, которые создали образ Европы как безусловного средоточия образованности и культуры. В 1715 г. было специально подготовлено 250 молодых русских переводчиков, а подлинными героями издательской деятельности в XVIII в. стали иностранные учебники. Огромный пласт иностранных слов голландского, немецкого, английского происхождения, которые появились в русском языке в XVIII в., также свидетельствует о привлекательности Европы для образовательных поездок. Была заложена важная традиция получать или завершать образование русского человека в Европе – своего рода российский Grand Tour. Это предприятие государственного свойства прививало новым россиянам привычку поездок за границу с образовательными целями – привычку, которая держалась весь императорский период российской истории XVIII–XIX вв.
Включение России в семью европейских государств к концу XVIII в. обусловило увеличение количества и деловых поездок, в первую очередь по линии дипломатической службы. Путевые записки о европейских впечатлениях были созданы известными русскими дипломатами и государственными деятелями: фельдмаршалом Б. П. Шереметевым, А. М. Апраксиным, И. Л. Нарышкиным. Огромное значение имели чрезвычайно подробные и объективные записки русского дипломата XVII–XVIII вв., образованнейшего человека своего времени П. А. Толстого. Они обладают не только исторической, но и литературной ценностью. По словам академика Д. С. Лихачева, своими европейскими записками
П. А. Толстой "открыл Европу для русских". В сочинении дипломата описаны все основные европейские страны, с которыми Россия установила политические и деловые контакты: Речь Посполитая (Польша), Австрия, Венецианская республика, Неаполь, Рим, Флоренция. "Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе" (1697–1699) было одним из захватывающих чтений для современников.
Преемники Петра Великого поддерживали традицию обучения в Европе. Фаворит императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалов числился настоящим "европейцем", ценителем искусств, науки, обладателем богатейшей коллекции европейской живописи и книг. Он переписывался с европейскими учеными Гельвецием, Вольтером, был активнейшим сторонником М. В. Ломоносова в вопросах становления науки в России, основателем и попечителем Московского университета.
При Екатерине II традиция нашла свое завершение, и получение образования за границей стало распространенной практикой русского дворянства, а французский язык – едва ли не вторым государственным языком России. Еще в XIX в. в Академии художеств России существовало нечто вроде английского Grand Tour, когда успешные выпускники получали возможность провести два-три года на стажировке за границей, преимущественно в Италии и Франции, а в структуру образования наследника российского престола обязательно входили путешествие по империи и за границу. Николай I и Александр II особенно много ездили по России, будучи еще наследниками престола, а Николай II, как уже отмечалось, единственный из русских императоров посетил даже Японию.
Однако вплоть до середины XIX в. организация заграничной поездки со светскими целями и все се сервисные условия оставались делом самого путешествующего и предприятием одиночек. "Письма русского путешественника" русского историка и просветителя Η. М. Карамзина описывают все заботы и тяготы человека, предпринимавшего такое путешествие в Европу. Η. М. Карамзин подробнейшим образом знакомил своих соотечественников с обычаями и культурой других стран, описывал разные города, рисовал портреты людей разных социальных слоев. Усвоенная дворянством европейская культура включала интерес к путешествиям и восприятие путешествий как самого привлекательного и полезного способа употребления времени и денег.
В самой России также появились светские развлечения и интерес к собственным достопримечательностям. Начало музейно-выставочного дела положила знаменитая петровская Кунсткамера. Она до сих пор входит в число приоритетных объектов в экскурсиях по Петербургу. Возникновение таких крупных художественных собраний, как Эрмитаж, Русский музей, Румянцевский музей и другие, создавало основу для экскурсионного дела и культурного туризма. Балы и празднества, религиозные события, коронации, свадьбы, устройство охоты и пикников составляли "праздничный круг" развлечений русского дворянства и простых людей. Для туризма создавалась событийная основа путешествий на зимние балы, пасхальные гулянья, ярмарки, коронационные торжества императоров и т.п.
Другим вариантом познавательных путешествий русских людей было продолжение традиции научных экспедиций, которые внесли значительный вклад в мировую науку. В XIX в. с совершенствованием флота предпринимались еще более дальние путешествия с подробным описанием чужих земель и народов. Участие русских в завершении мировой истории Великих географических открытий уже не имело целью расширения границ России, а преследовало сугубо научные цели. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский в начале XIX в. первыми из русских людей совершили кругосветное путешествие. Для России были открыты Япония, Сахалин, страны Южного полушария, Австралия, основана русская колония на Аляске. Оба путешественника опубликовали свои обширные заметки, которые сейчас признаются классикой в литературе о путешествиях. Географическая наука обогатилась подробным атласом Тихого океана. Второе кругосветное путешествие Ф. Ф. Беллинсгаузена и Μ. П. Лазарева в 1818– 1821 it. открыло последний материк на Земле – Антарктиду, а также множество островов в Тихом океане. Их экспедиции положили начало целой научной программе исследований Северного и Южного полюсов Земли, Антарктиды. Труды русских путешественников-первооткрывателей переведены на многие мировые языки и давно стали классическими.
Для России XIX в. стал временем великих сухопутных научных экспедиций, которые вывели естественные науки в России на мировой уровень. Это путешествия и труды великих русских географов и естествоиспытателей Π. П. Семенова-Тян-Шанского, Η. М. Пржевальского, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Η. Н. Миклухо-Маклая и др.
В 1845 г. в России было создано Русское географическое общество, которое вскоре стало играть важнейшую роль организатора научных экспедиций и собирателя их результатов. Практически все путешествия знаменитых естествоиспытателей и научные экспедиции второй половины XIX в. были предприняты при участии Русского географического общества.
Π. П. Семенов-Тян-Шанский оставил научные записки о пограничных с Россией землях на Востоке. В его трудах и записках предстала природа, климат, флора и фауна, народы и их культура в Монголии, на Памире, Тянь-Шане, в горных районах Азии. Он был открывателем новых горных вершин, основателем направления экономической географии в России, принял участие в подготовке к изданию "Географическо-статистического словаря" (1897).
Исследователь Η. М. Пржевальский описал Центральную Азию, Уссурийский край, Тибет и западные пустынные районы Китая. Его именем назван уникальный вид дикой лошади, на карте появились открытые им горные хребты.
Легендарный Η. Н. Миклухо-Маклай несколько лет прожил среди аборигенов Новой Гвинеи, совершенно экзотического для России региона. Из своих экспедиций он привез богатейший этнографический материал, составляющий и сейчас гордость Этнографического музея в Петербурге.
Г. Е. Грумм-Гржимайло оставил записки о Дальнем Востоке, Китае, Памире.
Таким образом, усилиями русских ученых была детально изучена территория всей Российской империи и сопредельных государств.
Освоение собственной территории заложило основу для внутреннего туризма. Для России XIX в. стал великим веком путешествий, мемуаров, записок и писем "дорожного" контекста. Даже первый великий русский роман Н. В. Гоголя "Мертвые души" построен как "роман дороги", содержит лейтмотив дороги и "птицы-тройки".