Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
Как мы уже успели заметить, воспитание, образование и обучение представляют собой некую целостность, определяющую внутреннюю смысловую сущность процесса развития применительно к личности человека. Поэтому, приступая к рассмотрению сущности и движущих сил обучения, необходимо заметить, что каждый культурно-исторический период обязательно имел и имеет свой тип социально обусловленного обучения, который определяется необходимостью воспроизводства человека, соответствующего насущным социальным требованиям. Источником воспроизводства человека и, в конечном итоге, становления его личности и развития общества служит мировая культура – духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта.
Задачи современного этапа становления личности требуют, чтобы в процессе обучения человек:
1) получил бы достаточное количество знаний о накопленном человеком богатстве мировой культуры, духовной и материальной;
2) освоил бы социально признанные нормы поведения и логику их применения в различных жизненных ситуациях;
3) овладел бы ведущими способами действия по реальному воссозданию и приумножению созданного предыдущими поколениями культурного богатства;
4) научился бы видеть и понимать ключевые идеи развития человека и общества.
На основе работ И. Я. Лернера и Μ. Н. Скаткина можно представить следующую четырехкомпонентную структуру обучения, в которой каждый из компонентов отображает один из уровней процесса обучения, последовательно реализующего воспитательную, образовательную и развивающую функции (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Четырехкомпонентная структура обучения, отображающая уровни процесса обучения, последовательно реализующие воспитательную, образовательную и развивающую функции обучения
Первый компонент – наученность, результатом которой является получение человеком первичных знаний о человеке, обществе, природе, технике и т.д.
Второй компонент – воспитанность, в процессе приобретения которой человек овладевает эмоционально-ценностным отношением к полученным знаниям, формирует культурные навыки обращения с полученными знаниями, осваивает общепринятые нормы социальных отношений как к другим людям, так и к самому себе.
Третий компонент – образованность, которая задает уровень инструментальности в обращении с приобретенными знаниями и полученными культурными навыками социального поведения, позволяет формировать индивидуальный опыт творчества.
Четвертый компонент – развитие личности, которое отображает уровень сформированности духовных ценностей и идеалов, потребностей и мотивов общественной, научной, трудовой и профессиональной деятельности.
Важно отметить, что четвертый компонент является результирующим по отношению к предыдущим уровням. В нем отображаются цели обучения, непосредственно вытекающие из общечеловеческих идеалов, национальных традиций, социального заказа общества и государства в конкретных условиях и общественно обусловленного содержания образования.
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: воспитательную, образовательную и развивающую.
Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения есть отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.
Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы социального процесса обучения. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения па развитие личности ученика получила закрепление в термине "развивающее обучение". Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психофизической системы.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности есть результат реализуемого в процессе обучения единства образовательной и воспитывающей функций. Анализ функций и целей обучения позволяет сделать вывод о том, что сущность обучения есть целенаправленный, обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий па основе овладения систематизированными научными знаниями, способами поведения и деятельности по приумножению накопленного богатства духовной и материальной культуры человечества. Однако реальный эффект обучения, его действительное движение в решающей степени зависят от соотношения ведущих составляющих учебного процесса – от овладения знаниями, способами деятельности, другими элементами содержания образования и развития обучаемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет сущность педагогического процесса.