Образование - всеобщая форма развития личности и общества
Образование – социальный институт, через который осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от поколения к поколению. Это система процессов взаимодействия людей в социуме, которая обеспечивает вхождение индивида в общество, социализацию индивида и подготовку его к овладению различными социальными ролями.
Идея образования рождена двойственностью человеческой природы. С одной стороны, человек – природное существо. Именно поэтому он ведет себя как животная индивидуальность. С другой стороны, человек – существо духовное и разумное. Г. Гегель отмечал, что человек не бывает от природы тем, чем он должен быть. Животное не нуждается в образовании, потому что оно от природы есть то, чем оно должно быть.
Человек уникален. Он привнес некий элемент, чуждый животному миру. Но в чем заключается этот элемент, еще не вполне ясно. С соматической точки зрения человек – это один из видов животных. С незапамятных времен неотъемлемыми качествами человека считались свобода, рефлексия, дух. Участь животного всецело обусловлена законами природы. Человек также зависит от этих законов, но у него есть предназначение, реализация которого зависит от него самого. В то же время мы нигде не встречаем человека как полностью духовное существо. Природные потребности оказывают свое воздействие даже на самые глубинные пласты человеческого духа.
Человеку предстоит согласовать две стороны своей природы: привести свою единичность, индивидуальность в соответствие со своей разумностью и духовной всеобщностью, сделать эту всеобщность господствующей над индивидуальностью[1]. "Необразованным" можно назвать человека, в котором индивидуальное господствует над всеобщим. По мнению В. Н. Назарова, смысл обучения и воспитания как раз в том, чтобы снять или, по крайней мере, ослабить это господство индивидуального начала. Приобретая знания, человек учится смотреть на мир со всеобщей духовной точки зрения. Получив воспитание, человек учится владеть собой, сдерживать проявление своей эгоистической натуры, учитывать интересы других, преследовать общие цели и т.п. Образовать – значит создать новый образ человека.
Роль образования в человеческом обществе постоянно возрастает. Этому содействуют сложности социальных связей, рост знаний, информации и технологии. Разработка проблемы и смысла образования рождается в античности вместе с изучением человеческой природы и проходит через всю историю общественной мысли. При этом в античной традиции образование и воспитание рассматриваются в единстве и подчинены формированию человека, который стремится к достижению блага.
Основополагающим фактором в формировании античных представлений об образовании и связанном с ним содержании образования являлась их зависимость от общественных отношений. В частности, существовало мнение, что только та деятельность достойна свободного человека, которая основывается на его духовных способностях и не служит зарабатыванию средств к существованию. Подобная методологическая установка просматривается в работах Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и других представителей греческой философии.
Средневековая философская мысль, развивая традиции Платона и Аристотеля, подчинила образование и воспитание созданию целостной верующей личности. "Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некая наука, основанная на Божественном Откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью"[2].
Непреходящее значение получает образование в ново- европейском общественном сознании, когда формируется светская культура и человек начинает искать свое место в истории. Это особенно проявилось в трудах выдающихся представителей эпохи Возрождения – М. Монтеня, Ф. Рабле, Я. А. Коменского, Э. Роттердамского. С этого времени начинается взлет педагогической мысли. Рождается новое концептуальное осмысление статуса образования и воспитания, анализа их социокультурной ценности, что находит яркое выражение в философских системах Ф. Бэкона и Р. Декарта. Осмысление нового положения человека в культуре, а также изменившаяся роль образования в судьбе человечества получили отражение в работах Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, Г. Спенсера, И. Г. Гердера, В. Гумбольда. Разработка проблемы, начатая немецкой классической философией, была продолжена и углублена в работах А. Бергсона, Дж. Дьюи, В. Виндельбанда, X. Г. Гадамера, М. Шелера, А. Н. Уайтхеда, Э. Фромма, А. Швейцера и др.