Земли водного и трубопроводного транспорта
Земельные участки морского, внутреннего водного транспорта предоставляются для размещения искусственно созданных внутренних водных путей, морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений и других объектов, необходимых для строительства и развития наземных и подземных сооружений и устройств водного транспорта, для выделения береговой полосы.
Береговая полоса выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. При подготовке Сочинской олимпиады предпринимались меры не только по надлежащему использованию, но и по насыпке, созданию искусственной береговой полосы и островов для строительства промышленных, энергетических, транспортных объектов, входящих в инфраструктуру обслуживания Олимпиады.
Земли трубопроводного транспорта предоставляются для размещения нефтепроводов, газопроводов, объектов для их обслуживания, установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. Увеличение экспорта добываемого сырья требует повышения внимания к рациональному использованию и охране соответствующих земельных участков, недопущения их загрязнения, засорения, деградации и превращения России в сырьевой придаток.
В границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было строений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов газоснабжения. Однако нельзя препятствовать собственнику системы газоснабжения в выполнении работ по обслуживанию и ремонту объектов газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий и катастроф.
Земли воздушного транспорта
Земельные участки могут предоставляться для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных сооружений и устройств воздушного транспорта. Земли воздушного транспорта заняты также очистными сооружениями, вертолетными станциями (активно развивается управление вертолетами предпринимателями), авиационными заводами. Согласно ст. 27 ЗК находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, ограничиваются в обороте.
В полосах воздушных подходов и в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома запрещаются строительство, создание карьеров с проведением взрывных работ и промышленных предприятий с выбросом дымов и газов; в радиусе от 10 до 30 км от аэродрома нельзя строить объекты высотой выше 50 м. Подобные и иные ограничения землепользования обусловлены нормами Воздушного кодекса РФ и необходимостью обеспечения как безопасности полетов, так и благоприятной среды проживания граждан вблизи аэропортов, включая состояние шумового и иного загрязнения воздуха.
Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
На этих землях располагаются:
– эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
– кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации, их охранные зоны;
– подземные кабельные и воздушные линии связи; наземные и подземные усилительные пункты и их зоны; наземные сооружения и инфраструктура спутниковой связи.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отводимые под объекты почтовой связи, находящиеся в ведении организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) пользование.
При планировании развития городов и иных населенных пунктов, в частности сельских, проектировании и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планируемой структуры, а также жилых домов и иных построек органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с градостроительными нормами и правилами должны предусматривать проектирование и строительство зданий и помещений для размещения объектов почтовой связи.
Эти специфические, специальные требования к предоставлению и использованию территорий обусловливаются ролью почтовой связи в жизни населения. Развитие телевидения и иных средств массовой информации также предполагает прогнозирование и принятие мер по обеспечению групп населения, муниципальных образований земельными участками, обслуживающими коммуникационную инфраструктуру, не допускающими перерывов в информационном обслуживании граждан.