Образование после реформ 1860-х гг.
Устремления государства во второй половине XIX в. направлены были на создание устойчивости в сфере образования путем сочетания национальных традиций и учета новых потребностей просвещения.
В начале царствования Александра II (1855–1888), после отставки П. Ширинского-Шихматова и назначения министром просвещения В. С. Норова усилились признаки либерализации школьной политики. В контексте социальных преобразований, важнейшим среди которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861), осуществлен был ряд реформ в сфере образования. Знаковой чертой либерализации в сфере образования была отмена в 1860-е гг. телесных наказаний в школах.
В 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой в либеральном духе новых школьных уставов. На деятельность комитета определенно повлияли предложения видных педагогов и общественных деятелей, в особенности Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, а также министр просвещения, профессор-либерал Александр Васильевич Головнин, который руководил школьным ведомством с 1861 по 1866 г. Головнин поставил перед Министерством амбициозные задачи: координировать "вообще всю умственную деятельность всех жителей государства во всех разнообразных ее проявлениях".
Эпоха либеральных школьных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на Александра II. Особая комиссия сочла, что косвенным виновником такого террористического акта оказалось Министерство просвещения, потворствовавшее "нигилизму и безбожию". Россия в результате вступила на консервативный курс развития образования, который осуществлялся фактически вплоть до конца XIX в. Проекты перемен в образовании готовились без участия широкой общественности. Предельно регламентировалась и была централизована система образования, ставились препятствия эмансипации низших сословий в сфере образования.
Вскоре после покушения на императора новым министром был назначен Дмитрий Алексеевич Толстой, который пробыл в этом качестве с 1866 по 1880 гг. Министр одновременно являлся главой Святейшего Синода. Свое предназначение Толстой видел в "борьбе с нигилизмом и крамолой в просвещении".
После того как Д. А. Толстой был отправлен в отставку ввиду "крайнего раздражения обществ, особенно отцов и матерей, на министра народного просвещения", консервативные реформы на короткое время были прерваны либеральным курсом министра просвещения Андрея Александровича Сабурова (1880–1881), который занялся демократизацией университетских порядков.
Однако после убийства Александра II в 1881 г. образование вновь вошло в затяжную полосу реакции. Единомышленник Д. А. Толстого Иван Давыдович Делянов, руководя школьным ведомством в 1882–1898 гг., опирался па консерваторов в лице Μ. Н. Каткова, Д. А. Толстого, К. П. Победоносцева. Так, наставник Александра III и Николая II, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) был идеологом дискриминации низших сословий и национальных меньшинств в сфере культуры и образования (мусульман, евреев). Его общественную роль жестко охарактеризовал А. Блок: "В те годы дальние, глухие, в сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией простер совиные крыла".