Лекция II. Образование и педагогическая мысль в христианском мире в начале I тыс. – конце II тыс.
В результате освоения материала главы и его самостоятельного осмысления студент сможет:
• знать
– основные направления развития образования в Европе, Византин и Аравии в VI–XIII вв.;
– педагогические взгляды представителей педагогической и философской мысли в VI–XIII вв.;
– особенности сословно-семейного воспитания в рамках католической, православной и исламской традиций образования;
– основные тины и формы учебных заведений в странах Европы, Византии и Аравии в VI–XIII вв.;
– цели, ОГЛАВЛЕНИЕ, формы домашнего и организованного воспитания и обучения в VI–XIII вв.;
• уметь
– оценивать влияние ведущих культурных тенденций на педагогическую теорию и практику в Европе, Византии и Аравии в VI–XIII вв.;
– проводить сравнительно-сопоставительный анализ идей христианских и мусульманских философов и мыслителей VI–XIII вв.;
– выявлять своеобразие организации и деятельности учебных заведений Европы, Византии и Аравии в VI–XIII вв.;
• владеть
– навыками самостоятельного анализа основополагающих сочинений педагогического характера христианских и мусульманских философов и мыслителей VI–XIII вв.;
– представлениями об основных путях становления и развития подходов к организованному воспитанию и обучению в VI–XIII вв.;
– целостным представлением о взаимовлиянии педагогических идей в Европе, Византии и Аравии в VI–XIII вв.
Педагогическая мысль в странах Европы в VI-ΧΙ вв.
Период VI – середины XI в. относится ко времени, которое принято называть ранним Средневековьем. Средние века обычно делят на три периода:
• раннее Средневековье – V–X вв.;
• высокое Средневековье – XI–XIII вв.;
• позднее Средневековье (эпоха Возрождения) – XIV–XV вв.
Это время, когда идеи христианской религии оказались сильнее и звучнее идей античной философии и науки. Греко-римская цивилизация, как известно, была повержена "варварами", однако победители сами оказались в плену культурного наследия побежденных, которое к тому времени уже вбирало в себя и христианство.
"Варварские государства" образовались в результате распада Римской империи. В Галлии (современная Франция) образовалось Франкское государство, управлявшееся династией Меровингов. На территории южной Галлии и Испании было создано Вестготское королевство, впоследствии завоеванное Арабским халифатом. В Северной Африке образовалось Королевство вандалов, позднее завоеванное Византией. На территории Италии – Остготское королевство, также завоеванное Византией, и Королевство лангобардов, завоеванное императором Франкского государства, Карлом Великим.
В Галлии образованный класс представляли барды, гадатели и друиды – наполовину жрецы, наполовину учителя. Друиды преподавали этику и естественную философию, причем преподавание было устным, основанном на запоминании, и для легкости материал излагался стихами.
Устное преподавание сохранялось и в Ирландии. Образованные певцы, филе, исполняя также обязанности судей или адвокатов, устно передавали в народ исторические легенды. Наука права также сохранялась в устной форме, на память.
Христианство, обладая преимуществом письменного изложения текстов и традицией школьного обучения, оказалось объединяющей силой, дающей возможность остановить или предотвратить дальнейшие военные вмешательства.
Уже в конце II в. в Александрии существовала Катехизисная школа, в которой делались попытки освоения античного знания через основы христианской веры. Впоследствии римская знать потребовала расширения христианского преподавания, отказываясь отдавать своих детей в учебные заведения язычников. Так возникли христианские школы.
Последним из римлян и первым из схоластов называют Аниция Манлиия Торквата Северина Боэция (ок. 480–524). Боэций – автор ряда трактатов по музыке, астрономии, геометрии, арифметике, до нас дошли трактаты "Наставление к музыке" и "Наставление к арифметике". Он перевел ряд текстов Аристотеля, которые вплоть до XIII в. были практически единственным источником изучения античного философа. Вершиной творчества Боэция считают философский трактат "Утешение философией", написанный в тюрьме.
Боэций, древнеримский государственный деятель и ученый, автор учебных пособий по арифметике и музыке
Трактат "Утешение философией", написанный в тюрьме в ожидании смерти, весь пропитан духом христианства. Текст написан в стихах и прозе, он пережил своего автора на много веков – наиболее распространенным трактат стал в XII–XIII вв. В образе восхитительной женщины, явившейся ему в заточении, Боэций сразу узнал "кормилицу", известную ему с детства – Философию. Она пришла утешить его. Многие великие люди античных времен пали жертвою несправедливости (Сократ, Зенон, Сенека). Нет причины возмущаться, что все мы брошены в пучину жизненных бед. Править миром доверено не случаю, а Божественному разуму, а потому нет причин для страха. Во второй части трактата Философия учит автора смирению, ведь судьба прячет от "удачников" то, что является истинным счастьем. Оно не в почестях, ни в славе, ни в богатстве, ни в наслаждениях. Не стоит искать счастья в земном. "Бог – это само счастье, как высшее счастье – это Бог".
Современником Боэция был Флавий Мат Аврелий Кассиодор (ок. 480 – ок. 575). Наряду с Боэцием, Кассиодора называют основателем средневекового "учебного плана" – идеи семи свободных искусств. Одним из выдающихся его произведений стали "Варни" – сборник посланий и документов Остготского королевства. Большинство этих документов написаны самим Кассиодором. Под конец жизни он удалился от дел и основал в своем поместье в Италии монастырь (Вивариум) и школу-скрипторий для распространения текстов Священного Писания, Отцов Церкви и величайших античных авторов.
Кассиодор, ученый и государственный деятель, автор сочинений педагогического характера "Об орфографии" и "Основы божественных и светских наук"
Трактат Кассиодора "Наставления в науках божественных и светских" (середина VI в.) состоит из двух частей. Первую часть можно назвать руководством для чтения Священного Писания, она разделена на девять глав. Дается краткий анализ содержания библейских книг и комментарии к ним, излагаются методы изучения текстов. Кассиодор описывает идеи церковных историков, характеризует труды Отцов Церкви. Первая часть трактата содержит рекомендации по изучению географии, орфографии, в которых содержатся важные сведения для понимания текстов Священного Писания.
Вторая часть полностью посвящена "семи свободным искусствам". Известно, что еще в I в. в Римской империи сложился определенный школьный канон. ОГЛАВЛЕНИЕ обучения составляли девять дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. архитектура и медицина были исключены и оформились "семь свободных искусств", названные так потому, что им обучали только детей свободных граждан.
Как уже говорилось, незадолго до распада Римской империи школьное обучение стало двучастным: грамматика, риторика и диалектика составили тривиум, арифметика, геометрия, астрономия и музыка – квадривиум. Эту классификацию считают заслугой Боэция.
Кассиодор развил эту систему, определив различие между "искусством" и "дисциплиной", что стало основой для разделения в будущем наук на гуманитарные и технические. Вторая часть "Наставления в науках божественных и светских" описывает ступени тривиума и квадривиума и насчитывает семь глав. У них единая структура: сначала сведения о происхождении науки, потом сведения об ученых, которые ею занимались и их произведениях, в конце – основные разделы и определения науки. Трактат стал самым популярным учебником Средневековья.
Труд Кассиодора показывает, что "семь свободных искусств" по-прежнему были важной частью воспитания и обучения, но первостепенное значение придавалось религиозному воспитанию и обучению. Главным предметом стало Священное Писание, остальные науки рассматривались сквозь его призму.
Развитие образования шло под влиянием церковной культуры. В этом контексте ярким явлением стало Каролингское возрождение – период правления Франкским государством Карла Великого. Он стремился восстановить в империи систему общественного воспитания и школ. Он считал, что, если не будет умения писать, то умалится и разумение в толковании Священного Писания. Была расширена дворцовая школа, существовавшая со времен династии Меровингов, где преподавали тривиум и квадривиум, которые рассматривались как подготовка к науке наук – теологии. По всей территории королевства учреждались многочисленные аббатские или епископальные школы для людей высших сословий. Дворцовая школа принимала учеников, не требуя свидетельств о происхождении.
Особым вниманием Карла Великого пользовался родной немецкий язык. Он подталкивал духовенство к ведению служб на немецком языке и обучению детей родному языку. В то же время император настаивал на изучении античного наследия, остатки которого сохранились именно в монастырях – центрах грамотности и культуры Средних веков. Карл требовал от священнослужителей образованности и благочестия. Духовным лицам запрещалось носить оружие, зато требовалось знание счета, навыков пения, переписывания книг и сочинения писем. Монахи должны были работать в поле и в училищах, переписывать книги и собирать библиотеки.
Одним из ближайших помощников Карла Великого в деле образования был англо-саксонский ученый Алкуин (Альбин-схоластик) (730–804). Он родился в Йоцке, закончил архиепископскую школу и до 50 лет оставался в Йорке, в школе Эгберта, где поначалу был учителем, а затем главой школы. По делам архиепископа в 781 г. Алкуин отправился в Рим, по дороге встретился с Карлом Великим, которого глубоко поразили познания ученого. Несколько лет Алкуин вел свою деятельность "на два государства". В 793 г. он окончательно переехал к франкам. Палатинская школа полностью перешла в его ведение, в ней лекции Алкуина слушал сам император и три его сына, для императора Алкуин стал, говоря современным языком, министром образования. Он основал школы для подготовки духовенства и государственных деятелей.
Алкуин, англо-саксонский монах, основатель объединения ученых при дворе Карла Великого и организатор начальных школ
В 794 г. по воле императора в ведение Алкуина перешел самый богатый в стране монастырь Св. Мартина в г. Туре и существовавшая в нем с VI в. монастырская школа. Школа стала одной из самых известных для своего времени, и из нее вышло много знаменитых людей. Алкуин писал о "семи свободных искусствах", все его сочинения созданы в форме вопросов и ответов, в такой же диалогической манере он вел и свои занятия.
Труды Алкуина использовались в качестве учебников в течение всего Средневековья. Среди его сочинений-диалогов "Разговор об истинной философии", "Энхидрион, или О грамматике", "Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином- схоластиком". В последнем диалоге Алкуин пользуется распространенным в англо-саксонской литературе приемом – загадками- иносказаниями.
Можно утверждать, что одним из преемников идей и деятельности Алкуина в более позднее время (IX в.) стал Иоганн Скотт Эриугена (810–875). Эриугена родился в Ирландии в семье знатных шотландцев. Руководил дворцовой школой во времена Карла Лысого во Франции, позже был высоко оценен епископом Реймса и Лиона. Несомненно глубоко образованный, Эриугена ввел в программу обучения греческий язык и добился более широкого изучения античных наук, особенно диалектики. Одно из его известнейших сочинений – "О разделении природы". Это работа в пяти частях, написанная в форме диалога. Автор вводит четыре понятия: природа, которая не сотворена, но творит; природа сотворенная и творящая; природа сотворенная, но не творящая; природа нс сотворенная и не творящая.
Природа несотворенная, но творящая – это Бог. Природа сотворенная и творящая – это Логос, или всеведение Бога, в котором хранятся все архетипы вещей. Природа сотворенная, но не творящая – это мир, созданный во времени, пространстве, но другого мира уже не творящий. Природа не сотворенная и не творящая – Бог, последний предел в возвратном движении. "Бог, сам но себе непознаваемый, частично раскрывает себя в своих созданиях, и создание – чудо невыразимое – обращение в Бога". Любое разделение философии и религии для Эриугены немыслимо. "Истинная философия не что иное как религия, а подлинная религия – это правдивая философия".
Уже философы и богословы поздней античности (например, Аврелий Августин) осознавали необходимость использования образования в качестве средства распространения и укрепления христианства. Языки, история, диалектика, риторика, основы математики должны были служить лучшему пониманию и освоению религиозного знания.
В эпоху раннего Средневековья миссионерская деятельность римского патриархата на территории Западной Европы способствовала увеличению числа школ и расширению преподаваемого в них курса наук.
Уже с начала VII в. в Ирландии и Британии активно развиваются церковные школы, возникающие на территориях монастырей, где в качестве учебников использовались сохранившиеся там старинные рукописи. Программа обучения предполагала изучение только тех светских знаний, которые могли потребоваться христианскому проповеднику, священнослужителю.
Элементарный уровень обучения в приходских школах включал чтение, письмо с элементами латинской грамматики, счет и пение, в среднем обучение занимало пять лет. Это были латинские школы, в которых дети часто начинали учиться, не понимая ни одного латинского слова. Методика преподавания основывалась на заучивании наизусть целых текстов.
Приходские школы, во главе которых стояли священники, организовывались при церквях в городах и деревнях. Обучение в них было платным для детей из состоятельных семей, для детей из бедных семей оно могло быть бесплатным.
Именно монастырские школы получили наибольшее распространение в Средние века. Они делились на внутренние (для приготовления в монашество) и внешние (для подготовки священников и светских государственных деятелей). Во внутренние школы принимали такое количество учеников, какое было необходимо для пополнения состава монастыря. Внешние готовили служителей для тех церквей, где нс было собственных школ.
Обучение предполагало освоение тривиума (латинская грамматика, риторика и диалектика), в случае успешности в обучении к тривиуму прибавлялся квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Высшей ступенью образованности являлось изучение богословия (теологии).
На основе епископских общежитий постепенно образовались соборные или кафедральные школы, на смену которым с XI в. придут университеты. В кафедральных школах нередко преподавали сами епископы, позднее учителями стали назначать образованных монахов, а иногда даже светских людей. Воспитанниками таких школ становились будущие монахи, а также сыновья дворян и князей. ОГЛАВЛЕНИЕ обучения в кафедральных школах было, несомненно, шире и выше уровнем по сравнению с приходскими и монастырскими. Примером тому может служить кафедральная школа Исидора Севильского (570–636). Само имя ученого говорит о его испанском происхождении и месте деятельности. Для работы в своей школе он написал многотомный труд "Этимологии", состоявший из 20 книг. Первые три посвящены семи свободным искусствам, а остальные – медицине, истории, теологии, механике, географии, военному искусству и т.д. Идея Исидора Севильского состояла в том, что через этимологию можно прийти к изначальным смыслам вещей. Так появилось множество идей, которые были извлечены из забвения.
Важнейшими науками являлись грамматика латинского языка и диалектика, способствовавшая развитию мышления. Четких требований к учителям и школьному укладу не существовало. Не были обозначены сроки обучения определенным наукам. Основным способом поддержания дисциплины была розга. "Жить или вырасти под розгой учителя" стало средневековым выражением, означавшим "получить образование". Для окончания средневековой школы, таким образом, требовались не только хорошая память и логическое мышление, но и крепкие здоровье и нервы.
Основной книгой для обучения грамоте считался Псалтырь. Ученик приходской или монастырской школы, прежде всего, должен был заучить 150 псалмов на латыни.
Основой "семи свободных искусств" считалась грамматика. Ее изучению посвящалось несколько лет. Вершиной занятий было искусство писать стихи размером античных авторов. Латынь – язык науки, знак учености. Господство латыни легко объяснимо. Это язык старинных рукописей, родной язык большинства первых христианских богословов, письменный язык Рима и прилежащих ему территорий, в то время как у "варварских" племен завоевателей часто не существовало своей письменности, даже алфавита или они были слабо развиты. Поначалу латинский язык был единственным общим, универсальным средством коммуникации, а в дальнейшем оказался господствующим в силу догматичности и негибкости римского патриархата.
Теологический (религиозный) характер обучения стал несколько меняться в X – начале XI в. под влиянием развития городских общин. В X в. возрастает потребность населения в образовании, которую уже нс в состоянии удовлетворить духовенство. Появляются учителя, зарабатывающие себе на жизнь обучением населения. Они организуют новые, альтернативные приходским и монастырским школы, в которые можно поступить за определенную плату. Необходимость более широкого, чем религиозное, образования появилась с формированием среднего класса горожан. Развитие торговли и ремесел требовало новых подходов к школьному обучению. Важным становится обучение на родном языке, изучение истории и географии. Новые школы сразу стали выделяться в самостоятельные и существенно отличаться от школ духовенства. Первые из них – писарские – готовили молодежь к торговым делам и служили подготовительными для латинских школ. Зарождаются дидактические принципы обучения, представления о порядке преподавания дисциплин, их последовательности.
К X в. происходит консолидация и обособление западноевропейских государств на основе Римской империи германской нации. Каноны папской католической церкви стали основой западно-католической культурной зоны, вступающей в соперничество с восточно-греческой, византийской.