Образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
История Древнего Рима занимает особое место в европейской истории, предопределяя все дальнейшее развитие европейской цивилизации is целом и европейских образовательных институтов, в частности. Начав свое существование с маленького поселения на Тибре, Рим превратился в мировую державу, во времена своего наибольшего могущества простиравшуюся от Атлантического океана на западе до Кавказа на востоке, от Британии на севере до порогов Пила на юге. Рим поглотил эллинистический мир, усвоив и приспособив к своим ценностям его культуру. Римляне создали собственную цивилизацию с особым значением в ней государственных институтов и права, которые оказали огромное влияние па развитие государственности и общества в Европе. Римская цивилизация также стала важнейшим передаточным звеном культуры греков и других народов древности европейскому миру.
Рим был основан на юго-западе Европы, на Апеннинском полуострове, примерно в 752 г. до н.э. Апеннинский полуостров – это центр Средиземноморья, отделяющий его западную часть от восточной. Рим находился на пересечении важнейших торговых и стратегических путей, соединяющих Европу с Африкой. Такое выгодное положение обеспечило впоследствии римлянам наилучшие условия для их завоеваний и контроля захваченных областей. Быстрому развитию Рима способствовали благоприятные климатические условия. Если в Греции только 1/5 часть всей страны могла быть использована для земледелия, то в Италии использовалось 3/5 ее площади. Самые плодородные, густонаселенные области Апеннинского полуострова располагались на его западном побережье. Там же находилось несколько удобных для кораблей бухт. Море здесь было более спокойным. В него впадало несколько полноводных, судоходных рек, наиболее крупная из них – Тибр. Альпы, защищавшие страну от холодных северных ветров, не были непреодолимым препятствием ни для передвижений народов и армий, ни для торговли.
Благоприятные климатические и географические условия, плодородные земли способствовали развитию сельского хозяйства, а полноводный Тибр и близость морского побережья – развитию мореплавания и торговли. Основным занятием населения Рима было земледелие, которое в горных и засушливых районах дополнялось скотоводством. В конце II в. до н.э. начинают интенсивно развиваться ремесла. В Риме существовали практически все известные виды ремесла по обработке камня, металла, кожи, шерсти, по изготовлению изделий из глины, ткачество. Самое развитое из них – гончарное производство.
Рим возник на стыке расселения нескольких племенных объединений. Кроме местных племен, римскую цивилизацию создавали греческие колонисты. Они научили римлян занятию сельским хозяйством, познакомили с религией, заложили основы системы образования. Не менее значимым было этрусское влияние. Этруски были прекрасными мастерами, создававшими изделия из металла, гончарами, мореходами. У них римляне позаимствовали многие традиции. Третьим народом, оказавшим огромное влияние на становление римской цивилизации, были карфагеняне.
История Рима, как и история Греции, воссоздана на основе различных материальных и письменных источников. Письменные источники более информативны. Среди них – и официальные акты, и историографические сочинения, и художественная литература. К официальным актам относятся царские законы и законы первых республиканских магистратов; договоры Рима с латинскими городами и Карфагеном, записи жреческих коллегий, юридические документы периода Республики и Империи и др. Римская историография представлена трудами Диодора Сицилийского (ок. 90 – ок. 30 до н.э.), Тита Ливия (59–17 до н.э.), Гая Саллюстия Криспа (86–34 до н.э.) и др. В Риме был очень популярен биографический жанр. Исключительно информативны сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула, созданные Плутархом. В качестве источников по истории раннего Рима имеет важнейшее значение литература энциклопедического характера. Жизнь Рима получила отражение и в художественной литературе. В произведениях комедиографа III – начала II в. до н.э. Плавта воплощен живой римский быт и нравы. Сюжеты ранней истории Рима использованы Вергилием в поэме "Энеида", гражданских войн конца Республики – Луканом в поэме "Фарсалия". Политическая оценка Цезаря и его окружения, а также повседневная жизнь римских обывателей отражены в стихах Гая Валерия Катулла, перипетии гражданских войн и мирный идеал простых римлян получили освещение у поэта Квинта Горация Флакка. Эпоха Империи – время расцвета сатирического жанра. Роман Петрония "Сатирикон" – яркое полотно, запечатлевшее нравы разных слоев римского общества, отразившее особенности быта и хозяйства разбогатевших вольноотпущенников, социально-экономического развития Империи. О религиозных воззрениях и быте разных групп провинциального населения в занимательной форме рассказал Апулей в популярном романе "Метаморфозы, или Золотой осел".
Различные источники позволяют представить становление, апогей и крах римской цивилизации, понять общую атмосферу эпохи и те культурно-исторические факторы, которые определили развитие образования. Образовательное пространство и педагогическая мысль Древнего Рима складывались под влиянием особенностей древнеримской культуры:
– предельное расширение пространственных границ; замена полисной автономии грандиозными масштабами Империи;
– высокая степень развития римского права;
– влияние культуры покоренных народов (особенно греческой);
– практицизм мышления.
Рим возникает путем объединения различных поселков в единую общину и представляет на заре своего существования небольшой убогий городок. Однако изначально римская история была историей объединения различных земель. Складывание римского государства сопровождалось ростом населения и расширением территории главным образом путем завоеваний. Завоеванные земли превращались в колонии, служившие форпостами для новых завоеваний. К 265 г. до н.э. Рим овладел всем Апеннинским полуостровом в результате многочисленных войн и экспансий.
Завоевание Апеннинского полуострова явилось только этапом на пути формирования мощной державы. Рим намеревался распространить свое господство на все Средиземноморье. Превращение Рима в мировую державу внесло существенные изменения в экономику, общественную организацию и государственную структуру. Государство, сохранившее полисную организацию, не обладало бюрократическим аппаратом, который мог быть использован для эксплуатации провинций. Система власти сохраняла старую общинную форму, не соответствовавшую новым задачам государства в сфере экономики, социальных отношений и права. Проблемы такого рода стояли и перед греческим полисом периода эллинизма, но их масштабы в Риме соответствовали огромности размеров государственной территории. Необходима была система, обеспечивающая единство империи. Роль такой системы сыграло римское право.
Система римского права, сложившаяся в ее окончательной форме к концу более чем тысячелетней римской истории в виде свода законов, производит впечатление огромного здания. Его части взаимосвязаны, архитектурные детали просты и совершенны. Оно было наследием, которое Рим оставил миру. История того, как это здание созидалось, дает возможность понять историю превращения римского полиса в мировую державу. Основным положением римского права в раннюю эпоху была незыблемость установлений предков. Первоначально религиозные и юридические нормы считались единым целым. Постепенно светское право отделяется от божественного, частное – от публичного. В период завоевательных войн римское право получает дальнейшее развитие. Появилась необходимость регулировать отношения между иностранцами или лицами, не имевшими гражданских прав. Па всех этапах становления римскому праву свойственна строгая формализация. Социальное пространство разделяется на личности, отношения и вещи. Для каждой из категорий существуют четкие законы. Никогда еще в истории человечества правовая мысль, призванная сгладить растущие общественные противоречия и выявлявшиеся сепаратистские тенденции, равно как и конфликты между различными ветвями власти, не добивалась такой классической завершенности. Римляне делали все, чтобы заставить порабощенные народы жить по своим законам. Сложная система отношений между гражданами Рима и покоренными народами была строго урегулирована сводом законов, предусматривавшим любые проблемные ситуации.
Римская культура утратила свой узкий полисный характер. В рамках новой, мировой культуры сформировалась своя система гражданских ценностей, которая стала фундаментом философии, религии, литературы, искусства и особенно образования. Эта система ценностей предполагала особый стиль жизни, включающий довольно благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния, гордость за великую державу, сильную и благодетельную для всех подданных власть Рима.
С покорением Греции в римское воспитание начинает проникать греческая традиция. Греческий язык и греческая литература стали обязательными предметами даже в домашнем воспитании. Греческие учителя пользовались особой популярностью у римлян. В I в. до н.э. в Риме уже находилось несколько учебных заведений для упражнения в греческой риторике, а изучение греческой науки, особенно астрономии, стало существенным предметом римского образования. После завоевания Греции на территории Рима сосуществовали греческие и латинские школы. Древнеримское образование, многое унаследовавшее от древнегреческого, отличается своеобразием, связанным с практикоориентированными целями. Древнегреческое наследие использовалось Римом не для универсального развития личности, ее тела и духа, а для обеспечения незыблемости римской государственности, ее властного господства. Многие достижения греков в области эстетического и духовного воспитания остались невостребованными римлянами. Цели римских школ были сугубо практическими. Они стремились не к гармоническому идеалу человека, а к воспитанию хорошо подготовленных воинов, политиков, умеющих оказывать воздействие на массы. Древнегреческая культура ставила своей целью воспитание целостного человека, в то время как древнеримская цивилизация обращала внимание на формирование деятельнопрактических свойств и качеств личности, в наибольшей степени позволяющих добиваться успеха в жизни. Римская культура стремительно утрачивала дух поиска, открытия. Деятельность римлян направлена на решение сугубо практических государственных задач. Римляне были людьми с высоко развитой политической, правовой волей и практическим складом ума. В связи с этим культура Рима отличается относительной бедностью философской мысли при богатстве достижений в таких областях, как юриспруденция, медицина, строительное и военное искусство.
Это определило трансформацию представлений о целях воспитания, идеале и месте человека в мире. Практическая направленность образования способствовала его профессионализации. Римлянам было свойственно не общечеловеческое (образование человека как такового), а специальное, профессиональное образование человека, встроенного в определенную социальную систему. Если древнегреческая культура стремилась к постижению социума через человека, то древнеримская, наоборот, постигала человека через социум. Это привело к отказу от идеала гармонической личности, замене универсально-философского образования конкретно-профессиональным. Образовательные центры Древней Греции не являлись средствами подготовки к какой-либо определенной деятельности, они открывали перед своими воспитанниками разнообразные возможности самореализации. Римская традиция воспитания утверждала приоритет социально-профессиональных ценностей над идеалами универсально-личностного развития. Римский практицизм способствовал становлению феномена профессионального образования. Профессиональная направленность древнеримского образования сочеталась с ярко выраженным интеллектуализмом, т.е. повышенной ролью знаниевой) компонента в структуре и характере мировоззрения. Римлянам удалось соединить интеллектуально-логическую форму образования с необходимой практической подготовкой. В Риме был введен институт "практической стажировки", когда получивший общее образование молодой человек прикреплялся к более опытному специалисту.
Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода:
• царский – VIII–VI вв. до н.э.;
• период Римской республики – IV–I вв. до н.э.;
• период Римской империи – I в. до н.э. – V в. н.э.
Римское воспитание в каждом из этих периодов имело специфические особенности, обусловленные экономической и политической жизнью римлян.
На раннем этапе истории Древнего Рима образование и воспитание носили ярко выраженный традиционный, патриархальный характер. Основной социально-экономической ячейкой римского общества периода царей была семья. Во главе нее стоял отец (pater familias). Власть его над женой и детьми была неограниченной. По римским "Законам XII таблиц" отец имел право лишить жизни сына-младенца, продать взрослого сына, был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей он нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали как собственных сыновей, так и приемных. В трактате "Государство" Μ. Т. Цицерон приводит пример, как царь Тарквиний с величайшим усердием обучал приемного сына всем наукам, которые постиг сам.
Римская семья в основном занималась земледелием, большое значение придавалось также участию в военных походах. Соответственно, цель воспитания – подготовка землевладельцев-воинов. Мальчики под руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством матери приучались к домашним работам. Обучение ограничивалось сообщением элементарных знаний и умений: чтения, письма, счета, знания законов государства. Гораздо более важным, чем формирование элементарных навыков, считалось нравственное воспитание. Дети воспитывались в скромности, почитании старших и любви к отечеству. Их оберегали от сомнительных впечатлений, до 30 лет юношам запрещалось пробовать вино. Приобщение к традиционным взглядам и моделям поведения происходило и под влиянием религии, с которой были связаны практически все важные жизненные события. В семье осуществлялось и военно-гражданское воспитание, к числу необходимых навыков которого относилось владение оружием, стрельба из лука, управление колесницей. Подготовку к государственной и общественной деятельности римлянин получал на практике. Главным учителем здесь выступал жизненный опыт. Постепенно рядом с отцом и матерью как воспитателями своих детей появляется раб-наставник. Он следил за детьми до четырех-пяти лет. Рабы обучали мальчиков чтению, письму и счету. Содержать рабов-педагогов позволяли себе, в основном, состоятельные граждане, о чем известно из отдельных упоминаний греческих и римских историков (Плутарх, Ливий).
Спецификой жизни Древнего Рима в этот период его истории было деление населения на патрициев и плебеев. Патриции – это представители родовой аристократии. Они владели общинной землей, считались полноправными гражданами и жили за счет рабов. Плебеи были свободными людьми, но их гражданские права были ограничены. Они занимались ремеслами и торговлей, владели землей па правах частной собственности. Полноправными гражданами они стали только в III в. до н.э. Несмотря на социальное неравенство, элементарное образование было распространено и среди плебеев. Так, в источниках содержатся сведения о том, что примерно в V в. до н.э. плебеи добились у патрициев издания письменных "Законов XII таблиц".
Основу идеологии, транслировавшейся через систему воспитания, составляли патриотизм как представление о богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, признавались политика, война, земледелие, разработка права. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории. Описание семейного римского воспитания нашло отражение в сочинениях Марка Порция Катона (234–149 до н.э.). "Наставления сыну", "Житейские правила". Несмотря на то что его жизнь была связана с Римом периода республики, его идеалы во многом восходили к древнеримской традиции.
Катон происходил из всаднического рода (эквитов) и воспитывался в стране сабинян, где довольно долго сохранялись суровые древнеримские обычаи. Выстраивая карьеру, Катон сменил различные должности: военного трибуна, народного эдила, претора, консула. В 184 г. стал цензором, и эту должность исполнял с необычайной суровостью. От общественной жизни Катон никогда не отходил. Но, в то же время, славу доброго супруга и отца ставил выше почестей хорошего сенатора. Дом свой держал в строгости, но считал насилие над женой и детьми оскорблением святынь.
Катон, древнеримский государственный деятель, писатель, автор сочинений по вопросам семейного воспитания и профессионального обучения
Катон известен как непримиримый враг Карфагена. Не менее истово он боролся против эллинизации. Неприязнь к эллинизации и стремление воспитать в римских традициях сына Марка (ок. 192) и вдохновили Катона взяться за перо. Вскоре после вступления в должность цензора он написал для сына историю Рима, а когда мальчик немного подрос, изложил ему практическую житейскую мудрость, основанную на личном опыте.
"Наставление сыну" часто называют первой римской энциклопедией. Это произведение включает советы в области сельского хозяйства и медицины, правила риторики. Все указания Катона не только информативны, но и дидактичны, так как содержат моральные наставления. Например, оратора он определял "справедливым человеком, владеющим искусством красноречия", а обязательным условием его воспитания считал прямой, здоровый ум, связанный с доблестью помыслов и благородством. Катон был убежден, что земледелие способствует воспитанию нравственных граждан и доблестных защитников отечества. Пример Катона показывает значение, которое придавалось римлянами семейному воспитанию, роли отца в формировании системы ценностей детей.
В республиканский период, особенно с проникновением в Рим эллинистической культуры, происходит становление организованной школьной системы, которой ранее не придавалось значения. Со II в. до н.э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания. На второй план уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию.
В семьях римской знати – нобилей – продолжает господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II–1 вв. до н.э. чаще всего вели занятия нс на дому, а в собственных школах. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке. Правда, классическая латинская грамматика – "Искусство грамматики" – была составлена Элием Донатом значительно позже, в IV в. н.э. Этот труд состоял из двух частей: "Малая грамматика" для начальной ступени обучения и "Большая грамматика" для более высокой ступени обучения.
Древнеримские школы представляли собой три последовательные ступени образования. Начальная (тривиальная) школа – низшая ступень образования – предполагала обучение чтению, письму, счету, общее знакомство с литературой. В ней дети обучались с семи до 11 лет. Когда ученик овладевал элементарными знаниями и навыками, он переходил на среднюю ступень. Для начальных школ не существовало единых программ. Они не располагались в специально отведенных учреждениях. Их организовывали в жилищах учителя, ремесленных мастерских, иногда на перекрестке (тривиум). Профессия учителя приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась авторитетом. Учителя сами открывали школы и искали учеников. Любой римлянин мог держать школу, если умел читать и писать.
Дальнейшее обучение происходило в грамматических школах. Оно длилось с 12 до 16 лет. Воспитанники грамматических школ, принадлежавшие в основном, к привилегированным слоям населения, изучали латинский и греческий языки, литературу. Для этих школ создавались пособия с отрывками сочинений Гомера, Вергилия, Μ. Т. Цицерона. Наряду с базовыми науками изучались также грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, музыка, астрономия. Учителя этих школ занимали более высокое положение в обществе, иногда они состояли на государственной службе и оплачивались государством.
Физическим воспитанием детей занимались преимущественно дома. Родители должны были обеспечивать своим детям занятия бегом, плаванием, прыжками, борьбой, верховой ездой и фехтованием. Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры – коллегии юношества. Они были открыты императором Августом с целью формирования правящей элиты.
Элементарная и грамматическая школы были ориентированы на общее образование. Следующий этап связан со специальным образованием. Военное образование юноши получали в легионах. Физические упражнения здесь не преследовали, в отличие от греческой модели физического воспитания, цели гармоничного развития, а были специальной подготовкой к выполнению воинских обязанностей. Не менее востребованным и актуальным, чем военная подготовка, считалось обучение риторике. Активная политическая борьба способствовала укреплению в римском образовании интереса к ораторскому искусству как неотъемлемому атрибуту римского трибуна. Искусство слова приобретает для римлян особое значение в связи с высокой степенью публичности их жизни. Ораторское воспитание было необходимо для успешной карьеры.
Еще в эпоху великих римских завоеваний искусство убеждать стало составной частью главного из римских искусств – искусства побеждать. Римские полководцы были одновременно и ораторами. Они не произносили речей на поле боя, но им постоянно приходилось использовать силу слова для поддержания дисциплины и ведения переговоров. Школой красноречия был сенат, где в дискуссиях приходилось обосновывать свою точку зрения, и суд, приобретавший все большее значение в ходе борьбы группировок. Постепенно складывается образовательный идеал "совершенного оратора".
Высшей ступенью древнеримского образования были школы риторов. Здесь основательнее и глубже изучались языки и литература, греческая философия и главное – законы красноречия. В них большое внимание уделялось практическим упражнениям. Отчасти такая школа выполняла определенный социальный заказ – готовила юристов для разветвленной государственной системы Рима. Учителя риторики были людьми состоятельными, участвовали в политической жизни, занимали государственные посты. В обучении красноречию ценилась, прежде всего, внешняя эффектность. Наслаждение должна была вызывать красота не столько истины, сколько формы речи.
В школьной риторике утвердилась структура образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение доказательств, опровержение заключений противника, заключение. Классический риторический канон на пути от мысли к речи отмечает пять этапов: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное оформление), запоминание (речи заучивались наизусть), произнесение (речь не только произносится, но и разыгрывается). В пособиях говорилось о том, какие приемы способствуют украшению речи, делают ее более выразительной и убедительной. В этот период развивается "азианский стиль", пышный, витиеватый, отразивший восточные традиции. Поскольку в римском судебном красноречии все средства были хороши, особое значение придавалось эмоциональному давлению речи на слушателя – мимике, жесту, тону.
Теоретические основы воспитания оратора были заложены Марком Туллием Цицероном (106–43 до н.э.). Педагогические идеи отражены в целом ряде его сочинений: "Об ораторе", "Оратор", "О природе Добра и Зла", "Об обязанностях". Взгляды Цицерона носили комплексный характер. Он затрагивал и проблемы воспитания, и вопросы обучения, а также характеризовал конкретные методы подготовки оратора.
Цицерон Марк Туллий, древнеримский государственный деятель, оратор. Автор ряда сочинений о воспитании и обучении ораторов
Задачи воспитания Цицерон выводил из природы человеческого существа. Он указывал, что разум – это сила, призывающая человека к добру. Но разум, на который опирается добродетель, нуждается в развитии. Воспитание есть завершение дарованных природой способностей человека. Столь серьезная цель обусловливает требования к наставнику. Он должен относиться к своим ученикам с надлежащей кротостью, строгостью и справедливостью. Наставление детей должно совершаться и словом, и делом. Наказание должно соответствовать вине. К нему следует прибегать, когда другие средства не дают нужных результатов.
Цицерон описывал особенности воспитания в разные периоды развития ребенка. Оно начиналось с раннего детства. Для маленьких детей основной метод воспитания – игра, но следует разрешать только такие игры, которые совместимы с хорошим поведением. В дальнейшем следует особое внимание обратить на развитие памяти ребенка. Для этого Цицерон рекомендовал учить наизусть отрывки из греческих и римских писателей. Когда отрок развился в юношу, ему необходимо избрать себе занятие, которое соответствовало бы его природным наклонностям. Обязанность человека, по мнению Цицерона, состоит в том, чтобы не делать ничего противоречащего природе. Каждый, по возможности, должен оставаться верным своему характеру, но, что очень важно, не недостаткам его, а особенностям. Цицерон говорил о разных факторах развития – есть природная предрасположенность, которая серьезно влияет на жизненный путь человека, но, в то же время, есть воспитание, которое позволяет вносить необходимые коррективы, избавляться от отрицательных свойств и формировать достойные черты. Молодые люди должны остерегаться неумеренности, вести себя благонравно, уважать старших, доверять их советам и руководству. В юношеском возрасте следует избегать чувственных наслаждений; следует приучать дух и тело к воздержанию, терпению, перенесению трудностей.
Будучи выдающимся оратором, политическим деятелем и писателем, Цицерон выдвинул широкую программу, необходимую для подготовки настоящего оратора. Единственным путем, позволяющим стать совершенным оратором, является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору следует усвоить общую культуру и получить всестороннее образование.
Особое значение для формирования духовно богатой личности, по мнению Цицерона, имеет философия: "Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает пороки, подготавливает душу к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай". Философское знание становится основанием "культуры души". Смысл и историческое оправдание культуры мыслитель видел в выработке из индивида, жаждущего только "хлеба и зрелищ", сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и па полях сражений, готового пожертвовать своим благополучием во имя интересов Рима. Идеал человека для Цицерона был тождественен идеалу гражданина. Философ фактически ставил знак равенства между "окультуренностью человека" и civilis, означавшем степень включенности индивида в общественную жизнь, тесноту связи между ним и государством. Показателем культуры для Цицерона является уровень владения ораторским искусством, которое открывало для человека широчайшие перспективы. Оратору необходимы знания философии, литературы, права, законов актерского мастерства. У будущего оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить Риму. Несмотря на прикладную, на первый взгляд, цель воспитания (гражданин, оратор), сам процесс воспитания предполагал получение разносторонних знаний, развития различных сторон личности.
Последнее философское произведение Марка Туллия Цицерона – трактат "Об обязанностях". Жанр трактата для Цицерона необычен. Подавляющее большинство его философских произведений написано в форме диалога, данный же трактат представляет собой наставление сыну. Этот жанр предопределил своеобразие произведения. Его ОГЛАВЛЕНИЕ разнообразно: это и моральные предписания, и отступления политического характера, и исторические примеры, и юридические казусы. Трактат Цицерона представляет собой определенный свод правил и норм поведения, рассчитанных не на каких-то особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных граждан. Здесь речь идет об обязанностях, приложимых ко всем людям, у кого имеется хоть какая-либо "склонность к доблести". Текст ориентирован на молодого римлянина, достойного гражданина, вступающего на путь государственной карьеры.
К I в. в Риме установился школьный канон, включавший в ОГЛАВЛЕНИЕ образования логику и методы его освоения. Писатель и ученый Марк Теренций Варрон (116–27 до н.э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину, архитектуру. К V в. из школьного курса были исключены медицина и архитектура. Сформировались семь свободных искусств, которые стали основой средневекового образования. На исходе римской истории утвердилось двухчастное деление этих искусств на тривиум и квадривиум. Тривиум – грамматика, риторика, диалектика; квадривиум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эта классификация принадлежит Аницию Манлию Торквату Северину Боэцию – римскому философу и автору ряда учебных пособий (см. далее).
Римская империя в результате завоеваний достигает больших размеров. Держать в повиновении покоренные народы и огромное количество рабов становится труднее. Римские императоры стремятся превратить элементарные школы в орудие подготовки верноподданных, устанавливая за этими школами бдительный государственный контроль. Грамматические школы и школы риторов также превращаются в государственные. Они должны были так же, как элементарные школы, воспитывать молодежь в духе преданности власти и готовить чиновников для огромной империи.
Первым учителем риторики на государственном содержании был Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96). Он родился в семье испанской знати. В молодости отправился в Рим, где его отец был ритором. Там началась его карьера адвоката, но вскоре император Весиасиан открывает риторическую школу и Квинтилиан возглавляет ее. Квинтилиан наряду с Цицероном был одним из самых почитаемых латинских авторов, занимался воспитанием наследников императора.
Квинтилиан, руководитель риторской школы в Риме, воспитатель наследников императора, автор сочинения "Воспитание оратора"
Обобщением его 20-летнего опыта педагогической деятельности выступает "Наставление оратору" (12 книг). Это один из важнейших источников изучения педагогики Древнего Рима, практическое руководство для всестороннего обучения оратора с детского возраста. Книга содержит сведения о домашнем воспитании мальчика, его занятиях в грамматической школе, элементы риторического образования, раскрывает основные этапы работы над речью. Квинтилиан излагает целостную концепцию обучения риторике. Педагог считал, что уже младенца необходимо обучать правильно произносить звуки речи, выговаривать слова. Он уверен, что у детей редко недостает природных способностей, им чаще нс хватает заботы, поэтому в первой книге уделялось много внимания домашнему этапу воспитания. Во второй книге давались советы по обучению в риторической школе и характеристика риторики как науки. С третьей по девятую – энциклопедия классической теории риторики. Десятая – обзор образцов греческой и римской литературы. В одиннадцатой дан анализ механизмов запоминания речей, охарактеризованы манеры оратора, его жестов и мимики. В двенадцатой книге обоснована связь риторики и нравственности.
Квинтилиан считал, что процесс обучения должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, быть радостным, естественным процессом. Поэтому следует использовать такие методы и приемы его организации, как состязания в искусстве произнесения речей. Квинтилиан придавал школе как социальному институту очень большое значение, поскольку рассматривал школу как модель общества. В школе ребенок приобретает навыки, необходимые для последующей социализации. В связи с этим Квинтилиан особо выделял такие факторы школьного образования, как состязательность, усвоение норм общежития, укрепление усердия к учению. Он подчеркивал необходимость индвидуализации обучения, считал, что опытный наставник должен изучить ум и природу порученного ему ребенка. Несмотря на приоритетный статус риторики в школе, мыслитель был убежден, что в программу обучения должны входить и другие "свободные искусства". Квинтилиан предусматривал развитие различных способностей учеников, хотя и наиболее значимыми считал способности ораторские.
Школа Квинтилиана. Гравюра 1720 г., Лейден
Хорошо известно, что драматическое искусство древних греков и римлян было, по сути, искусством мелодекламации. Пьесы ставились практически без декораций, основной упор в них делался на слуховое восприятие, а нс на зрительный ряд. Непосредственно со звучащим словом было связано и существование античной поэзии. Научные, политические, исторические трактаты, писавшиеся в то время, были рассчитаны на громкое и выразительное чтение. В силу этих обстоятельств владение словом, понимание его красоты и особого воздействия на людей, различение текста и подтекста было очень важным для античного человека и, прежде всего, для римлянина. Большую роль в этом процессе играли библиотеки.
Древнеримская публичная библиотека Цельсия в Эфесе (ок. 135 н.э.), вторая по величине библиотека Древнего мира после библиотеки в Александрии
Развитие древнеримского государства постепенно подводило к необходимости переосмысления традиционных ориентиров. По мере превращения Римской республики в Римскую империю, возрастания роли государства в социальной и политической жизни общества и в судьбе отдельного человека возникает противоречие между системой ценностей республиканского периода и социальной реальностью императорского времени. В условиях отмирания старых республиканских норм социальной общности человек чувствовал себя более одиноким и изолированным. Проблемы личности, решавшиеся в рамках школьного риторического образования, теперь очень остро ставятся в философии.
По-новому осмыслялся идеал человека в работах Луция Аннея Сенеки (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.). Драматические изломы его собственной судьбы (ученик Сенеки, император Нерон, стал тираном, творившим беззаконие и произвол) заставляли философа постоянно возвращаться к вопросу о целях воспитания. Сенека, испытавший глубочайшее разочарование от своего неудачного педагогического эксперимента (Нерон стал не идеальным правителем, а одним из самых кровавых в истории Древнего мира деспотов), приходит к выводу, что главный долг человека – это не долг перед государством, а жизнь в соответствии с нормами морали.
Сенека, воспитатель наследника – будущего императора Нерона
Такие рассуждения приводят к новому пониманию идеала человека и целей воспитания. Культурный, образованный человек, по мнению философа, – это, прежде всего, моральный человек. Сенека вводит в свое учение понятие совести, подразумевая под ней осознанную разумом и пережитую чувством нравственную норму. Именно нравственная норма помогает человеку избежать соблазнов беспринципного догматизма, вульгарного стремления к власти, богатству, чувственным наслаждениям, достигаемым любой ценой. Иначе говоря, Сенека утверждает, что только нравственность превращает культуру в ценность и придает смысл образованию. Путь достижения нравственности – самосовершенствование, воспитание несокрушимой верности выработанным жизненным принципам, пренебрежение к внешним благам.
Основные проблемы нравственного воспитания рассмотрены Сенекой в "Письмах на моральные темы" и в "Нравственных письмах Луцилию". В них изложена программа нравственного самосовершенствования. Основной метод воспитания – побуждение человека к самодвижению, основное средство – беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.
Последующему широкому распространению идей стоицизма в Риме способствовали социальная нестабильность, противоречивость общественной жизни. Кризис общества и государства принес жителям империи непрерывно нарастающее ощущение вселенской катастрофы. Разрушалась не только империя – распадался реальный мир каждого человека, его жизнь находилась в некоей необъяснимой опасности, независимой от социального или имущественного статуса.
Стоицизм в философии задавал вектор развития образованию: в противовес господствовавшей традиции грамматико-риторического образования предлагалось обращать внимание на личное нравственное совершенствование, понимать свободу как исключительно духовную ценность. Философ Эпиктет (ок. 50 – ок. 138) доказывал необходимость развития у учеников собственных суждений. Человек в первую очередь должен научиться понимать себя, должен знать особенности своей личности. От самопознания естественен переход к самоконтролю, умению управлять своими страстями. Неоплатоник Плотин (204/205–270) также трактует воспитание как восхождение от чувственного опыта и жизненной практики, где все обусловлено внешними атрибутами, к осознанию себя как духовной сущности, к созерцательной жизни как единственной возможной реализации подлинной природы человека.
Философская и педагогическая концепции Сенеки, Эпиктета, Плотина отражают кризис античной культуры и подготавливают возникновение ценностей Средневековья. Древние боги уже не хранили человека и его домашний очаг. Низам стал чужд и официальный императорский культ, и полисные боги. Это было концом римского религиозного чувства и античного мироощущения. Суеверия приняли масштабы, угрожающие существованию людей. Возникла острая потребность в новых идеалах, которые гарантируют стабильность, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне. Этим во многом была обусловлена популярность христианства, особенно идеи нравственного совершенствования, духовного развития человека, внимания личности к своему внутреннему миру. Эти идеи не совпадали с гражданскими и риторическими ценностями и уделяли внимание проблемам человеческой души и нравственного развития личности. При этом сам Сенека указал на специфику смены культурных эпох. Он говорил не о гибели культуры вообще, а гибели современной ему культуры, которая в целом исчерпала себя, но придала импульс к развитию культуры новой эпохи.
Поздний этап древнеримской истории связан с возникновением христианства, определившего характер образовательного пространства Европы на долгие годы. Для раннехристианских общин были характерны забота о духовности личности, особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Уже тогда выдвигались новые цели воспитания (путь к Божественному откровению), вырабатывался новый идеал человека – равнодушного к суетным наслаждениям, удовольствиям плоти, сосредоточенного на душевном устроении. Для христианства характерно особое внимание к душе человека, приоритет веры над знанием и наукой, неразрывная связь образования с нравственным воспитанием, осознание воспитывающей роли труда.
Каждый член христианской общины должен был передать единоверцам не только свое имущество и труд, но и все имеющиеся у него знания. В общине в основном были коллективные формы обучения, совместно изучались священные тексты, рукописи Ветхого Завета. Руководители общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому их называли учителями праведности. Основные способы учения – устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение проповедей, заучивание молитв, псалмов, притч. Особое внимание уделялось формированию отношения к учению как к богоугодному делу. Основу содержания образования составляли Ветхий и Новый Завет. Уже в эпоху эллинизма был составлен перевод Библии на греческий язык. Его сделали 70 лучших толкователей. Он получил название "Септуагинта".
Педагогические идеи этого периода представляли собой синтез эллинистических и ветхозаветных взглядов. Их основу составляло учение о любви ко всем людям как пути спасения: чтобы получить право на вечную жизнь, человек должен избрать самосовершенствование и стремление к христианскому идеалу. В I вв. н.э. сохранялась практика воспитания странствующими учителями. Но появлялись и крупные центры просвещения, например, школа христианского богословия в Александрии. Священнослужитель и руководитель школы Климент Александрийский (ок. 150 ок. 215) был автором книги "Педагог". В ней указывается, что наряду с внешней образованностью человек должен обладать религиозным чувством. Цель воспитания – открыть ребенку смысл христианского образа жизни. Семь свободных искусств могут выступать в качестве дополнительного образования. Истинное образование – это воспитание в духе христианства. Педагог – это человек, который ведет юношей по пути добра и истины. Жизнь педагога – образец для воспитанников. Цель педагога – не передача знаний, а улучшение души. Учитель знакомит детей с образами людей, чья жизнь отмечена святостью. Лучшее средство воспитания – подражать избравшим добро.
Особое влияние на мировоззрение христиан оказал Аврелий Августин (354–430). Его имя вписано в историю не только церкви, но и мировой культуры, а идеи важны и для понимания педагогического процесса эпохи. Он родился в семье городского советника и ортодоксальной христианки, но принял христианство не сразу. Августин обучался риторике, блестяще преподавал ее
Климент Александрийский, руководитель школы христианского богословия, автор сочинения "Педагог"
Августин Аврелий, один из отцов католической церкви, автор сочинений педагогического характера
в школах Африки. Под влиянием диалога Цицерона "Гортензий" пришел к мысли, что подлинное счастье можно отыскать только в философии. Он пережил увлечение манихейством и скептицизмом. Но в конце концов выбрал христианство, принял крещение и через несколько лет стал священником. Среди его сочинений особое значение имеют "Исповедь" и "О граде Божием". "Исповедь" – это первая в истории мировой культуры "биография души". С невиданной глубиной самоанализа Августин прослеживает перекрещивающиеся влияния, на которых, как на волнах, качает душу ребенка, затем юношу, обрекая на метания и поиски истины, до тех нор пока не приводят к спасению. Цель воспитания, как и человеческой жизни в целом, – слияние с Богом. Если в "Исповеди" представлена история человеческой души, то в "О граде Божием" – динамика человеческой истории. Гибель Римской империи Августин объясняет падением нравов, а распространение христианской веры толкует как борьбу за беспорочную земную жизнь, дарующую право на вечное небесное блаженство. Используя факты римской истории и развивавшейся в ее недрах христианской церкви, Аврелий приходит к выводу, что есть два типа общности: гражданская, основанная на удовлетворении прихотей плоти, эгоизме, и духовная, опирающаяся на любовь к Богу и стремление к добру. При этом вторая общность не идентифицируется с церковью, которая не лишена изъянов. "Божий град" (как и Небесный Иерусалим) существует в небесных эмпиреях. Земной град – это Римская империя. Но между двумя общностями нет четкого рубежа, их обитатели не всегда догадываются к какому граду принадлежат. Стремлением к жизни истинной обусловлены представления Аврелия о знании. Знание – сочетание ощущений, мыслей и благочестивых стремлений. Ведущий метод познания – самоуглубление, так как истина заключена в душе и лишь познание этой истины приводит развивающегося человека к Богу.