Образование независимых государств в Азии

Характерной чертой социально-экономического развития колониальных стран Южной и Юго-Восточной Азии был относительно высокий по сравнению с другими колониями уровень зрелости капиталистических отношений. Однако и здесь проявления колониального наследия определили в принципе сходные с другими освободившимися странами тенденции развития политических систем.

Индия

Индия – одно из крупнейших азиатских государств, которое унаследовало очень древнюю культуру и пытается приспособить ее к условиям современной политической и промышленной модернизации. Национальное движение сопротивления берет свое начало в 1885 г., когда возник Индийский национальный конгресс. Именно он в 1905–1908 гг. выдвинул лозунг "Сварадж" ("свое производство", т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Такие требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок.

Первым законом конституционного значения стал закон "Об управлении Индией" (1919), который выдвинул в качестве главной цели приобщение индийцев к управлению и развитие самоуправления, но подлинного самоуправления не гарантировал. Закон об управлении Индией 1935 г. провозглашал установление в Индии федерации с провинциями и княжествами (последних было несколько сотен) в качестве ее субъектов.

Провинциям предоставлялась некоторая автономия, а в центре сложилось двоевластие, участниками которого стали губернатор колонии и Совет министров. Уже в конце 1930-х гг. большинство министров стали членами партии "Индийский национальный конгресс", конкурентом которой в данной области стала Мусульманская лига, выступавшая за раздел колонии на два государства – Индию и Пакистан. Эта конфронтация продолжалась до середины 1940-х гг. В 1947 г. английским правительством был принят закон о независимости Индии, в котором предусматривалось создание двух независимых государств. В 1949 г. Учредительное собрание объявило о слиянии княжеств с провинциями, тогда же была принята Конституция Индии, вступившая в силу 26 января 1950 г. В преамбуле конституции Индия определяется как суверенная, социалистическая, светская либерально-демократическая республика, имеющая двухпалатный парламент, функционирующий по вестминстерской парламентской модели. Государственная власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Конституция Индии содержит широкий перечень прав и свобод граждан. В качестве конституционных провозглашены такие принципы, как равенство перед законом независимо от религиозной, расовой и кастовой принадлежности, пола и места рождения, равная оплата за равный труд, запрет детского труда, охрана интересов меньшинств и др. Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.

По форме правления Индия представляет собой парламентскую республику. Высшим законодательным органом по конституции является парламент, состоящий из главы государства и двух палат – Народной палаты ("Лок сабхи") и Совета штатов ("Раджья сабха"). Народная палата и нижние палаты законодательных собраний в штатах избираются путем всеобщих прямых выборов. Совет штатов состоит из 245 членов и избирается в ходе непрямого голосования законодательными органами индийских штатов и территорий пропорционально их населению сроком на шесть лет. Из 545 депутатов "Лок сабхи" 543 выбираются прямым всенародным голосованием на пять лет. Остальные два члена назначаются президентом из англо-индийской общины, в том случае, если президент полагает, что община не представлена в парламенте должным образом.

Главой государства является президент, избираемый особой коллегией на пять лет. Он наделяется широкими полномочиями: законодательной инициативой, правом назначать премьер-министра и других высших должностных лиц государства, а также губернаторов штатов, правом приостанавливать действие многих статей конституции и др.

Главой правительства является премьер-министр, которому принадлежит основная исполнительная власть. Премьер-министр назначается президентом и, как правило, является кандидатом, поддерживаемым политической партией или политической коалицией, имеющей большинство мест в нижней палате парламента. Правительство (Совет министров) ответственно перед нижней палатой парламента, который может заставить правительство уйти в отставку путем вынесения вотума недоверия.

Индия имеет унитарную трехступенчатую судебную систему, которая состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьей Индии, 21 высшего суда и большого количества мелких судов. Верховный суд является судом первой инстанции в делах, касающихся основных прав человека, в спорных вопросах между штатами и центральной властью и обладает апелляционной юрисдикцией над высшими судами. Верховный суд является юридически независимым и имеет право провозглашать законы или отменять законы штатов и территорий, в случае если они противоречат конституции. Одной из наиболее важных функций Верховного суда является толкование конституции.

Индия является федерацией, однако к компетенции центральных органов отнесено решение всех основных вопросов федерации, что дает возможность установить эффективный контроль за деятельностью правительств штатов. В определенных условиях центральное правительство может сместить избранные государственные органы штатов и ввести так называемое "президентское правление" (через назначенного губернатора). Эта конституционная прерогатива президента использовалась более 100 раз.

Реформы, начатые правительством в 1991 г., превратили экономику Индии в одну из самых быстро развивающихся в мире.

Являясь многонациональным и многорелигиозным государством, после обретения независимости Индия неоднократно переживала распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны, однако оказалась способна поддерживать свой статус светского государства с либеральной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 г., когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав.

Серьезной проблемой для Индии остается неурегулированность пограничных вопросов. Во второй половине XX в. у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. После раздела по религиозному признаку бывшей колонии Британской Индии в 1947 г. между Индией и Пакистаном начался спор о пограничных территориях (штаты Пенджаб, Джамму, Кашмир), который до сих пор не урегулирован. С Пакистаном Индия воевала трижды: в 1947, 1965 и 1971 гг. Последний конфликт между Индией и Пакистаном (Каргильская война) произошел в 1999 г. в штате Кашмир. Территориальный спор с Китаем в 1962 г. вылился в непродолжительную войну и не разрешен до сих пор. Одной из основных угроз национальной безопасности Индии является терроризм, в особенности в Джамму и Кашмире, северо-восточной Индии, а к началу XXI в. – в таких больших городах, как Дели и Мумбаи. Ярким примером может служить террористическая атака на индийский парламент в Дели, осуществленная в 2001 г. Осенью 2008 г. террористическому нападению подвергся крупнейший город страны Мумбай, было убито свыше 100 человек.