Лекция 2. Образование в мультикультурном социуме

В результате освоения материалов данной главы студент должен:

знать

– особенности педагогического процесса в условиях мультикультурализма;

– проблемы, которые решает сравнительная педагогика при изучении мультикультурализма в образовании;

– основные направления школьной политики в условиях мультикультурализма в России и ведущих странах мира;

уметь

– определять и характеризовать субъекты образования в мультикультурном социуме;

– различать концепции монокультурного, кросс-культурного и мультикультурного образования;

– учитывать социальный, культурный, национальный контекст обучения и воспитания;

владеть

– терминологией теории образования в мультикультурном социуме;

– готовностью к позитивному восприятию социальных и культурных различий;

– способами установления контактов с субъектами образовательного процесса мультикультурной образовательной среды;

– технологиями педагогической поддержки иммигрантов.

Объективная данность XXI в. – усложнение феномена мультикультурализма. Абсолютное большинство современных государств не являются гомогенными ни по культуре, ни по этническому составу. Вследствие массовой иммиграции формируются новые субкультуры. Человечество стоит перед императивом построения взаимоотношения народов, отдельных этносов на началах взаимодействия. Происходит становление качественно иной мировой культуры, нарастает взаимопроникновение культур. Облегчается доступ к духовным ценностям разных цивилизаций. Формируется многозначная культурная идентичность представителей тех или иных сообществ, которая приобретает полифонический характер в языковом, этническом, религиозном, светском и иных измерениях.

Чем глубже вызванные мультикультурализмом общественные изменения, тем сложнее и труднее задачи образования. Вследствие нарастания мультикультурализма острее становятся угрозы национальной ассимиляции и дискриминации, усиливаются стремления малых этнических групп защитить и развить свою идентичность путем воспитания и обучения. Каждая субкультура в той или иной степени изолирована и довольно жестко определяет границы развития личности. Усиливаются этноцентризм и партикуляризм отдельных этносов, которые стремятся сохранить свою идентичность. Пренебрежение при образовании фактором мультикультурализма – одна из заметных причин межнациональных конфликтов. Угли межнациональной напряженности порой вспыхивают пожарами. В классах и за стенами школ нередки стычки подростков, поделившихся на этнические группы. Этноцентристская риторика используется для поощрения национального экстремизма. На улицы выходит молодежь, ослепленная враждой к иным языкам, культурам, национальностям, цивилизациям. Террористы, одурманенные такой враждой, убивают женщин и детей. Не извлекать из этого уроки для образования – означает закрывать глаза на опасность социальных взрывов в мультикультурном социуме.

Разумеется, условия эффективного воспитания и обучения в значительной мере находятся вне собственно педагогических усилий и зависят в огромной мере от воздействия социальных и политических институтов, и главные рычаги смягчения противостояний субъектов образования в мультикультурном социуме следует искать в политических, экономических и социальных реформах. Однако образование играет особую и незаменимую роль в преодолении подобных конфликтов. Между Сциллой и Харибдой межэтнической розни не пройти без систематического воспитания подрастающих поколений. Образование выглядит важной гарантией сохранения духовных и культурных ценностей, выработанных всеми культурами. Построенное на межкультурном диалоге образование оказывается мощным инструментом создания благоприятного демократического и гуманного социального климата, заметной предпосылкой выхода из кризиса межнациональных отношений, гармонизации контактов представителей различных цивилизационных типов и культур. В педагогике нарастает понимание, что воспитание и обучение должны выполнять посредническую миссию между субкультурами, быть инструментом развития культур, включения их ценностей в общенациональную практику образования. Образование при этом становится интегративным социальным процессом, в центре которого находится отдельная личность, которая, будучи участником межкультурного диалога, погружается в океан этнического и культурного многообразия.

В условиях мультикультурализма меняются направления и принципы образования. Размываются националистические культурные стереотипы, возникает необходимость широкого видения многообразного социума. Анализируя такую трансформацию, американский ученый Р. Хенви говорит о нарастании в воспитании "мировоззренческой перспективы" в виде открытого взгляда на многообразный социум, уважения любых "образов мира". Педагогическим принципом становится формула: "Культура моего народа не лучше и не хуже культуры любого другого народа, в ней может быть то, чего нет в других культурах, но может присутствовать многое, что присуще другим культурам; следовательно, мое духовное обогащение зависит от моего умения вступать в диалог с иными культурами".

Возможны разные взаимоисключающие судьбы живущих совместно представителей различных цивилизаций: либо ведущие цивилизации, подобно бульдозеру, раздавят самобытную культуру и образованность малых этносов, либо произойдет непредсказуемый по последствиям межнациональный конфликт, либо наладится конструктивный диалог, где заметную роль играет образование.

Злободневность проблем образования в мультикультурном социуме обусловлена необходимостью формирования и развития суперэтноса с общенациональной идентичностью. В России процесс создания новой национальной общности россиян осложнен, по крайней мере, четырьмя капитальными обстоятельствами. Во-первых, кризисом идей и опыта коммунистического интернационального воспитания. Во-вторых, социально-демографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов из бывших республик Советского Союза. В-третьих, усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации. В-четвертых, наличием негативных националистических настроений в обществе.