Образование как ОГЛАВЛЕНИЕ педагогическою процесса
Если рассматривать образование как совокупность опыта, накопленного человечеством в ходе исторического развития и представленного в определенной форме для освоения индивидом и сообществом индивидов, то оно выступает ОГЛАВЛЕНИЕм педагогического процесса, поскольку педагогический процесс для того и организуется, чтобы это образование людьми было освоено.
В докладе ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию для XXI в. этот процесс в содержательном отношении представлен как комплексное решение основополагающих задач образования: научить жить вместе, научить получать знания, научить работать, научить жить.
Научить жить вместе, осознав растущую взаимозависимость людей, стран, народов. Такая задача встает в связи с необходимостью осуществления совместных проектов по разумному и мирному решению неизбежных конфликтов.
Научить приобретать знания с учетом быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности. Современному человеку необходимо сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа учебных дисциплин.
Научить работать, совершенствуясь в своей профессии, а в более широком смысле – приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.
Научить жить, лучше познавая самого себя для наилучшего использования своего личностного потенциала.
Основной путь получения образования – обучение и воспитание. В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Обучение направлено на развитие прежде всего интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Воспитание – это деятельность, направленная на совершенствование прежде всего эмоционально-волевой сферы личности, на формирование отношения воспитанников к окружающим их людям, предметам и явлениям.
Как известно, человек получает образование: а) под влиянием целенаправленных воздействий и б) вследствие непреднамеренных, в том числе случайных, влияний (спонтанных, нецеленаправленных воздействий). Совокупность этих двух воздействий и дает в результате образованность как личностный уровень и показатель освоения и воспроизводства индивидуумом человеческой культуры. Воспитатели оказывают на воспитанников влияние, организуют их деятельность, создают условия для выполнения деятельности и проявления самостоятельности. Воспитанники под воздействием воспитателей в соответствии с собственными потребностями, интересами выполняют действия, участвуют в деятельности. На основе эмоционального восприятия окружающего мира, осмысления происходящего и участия в разнообразной деятельности они формируют свои представления о предметах, явлениях, своем месте в природе и обществе, развиваются физически и духовно, постепенно включаясь в систему общественных отношений.
Результаты образовательной деятельности в большинстве своем всегда имеют отсроченный характер, т.е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее их можно прогнозировать, диагностировать и фиксировать, несмотря на эти и другие их параметры (разносторонность, сложность, противоречивость, диалектическую взаимосвязь и взаимодействие).
Фиксации с большей или меньшей степенью точности поддаются такие результаты образования, как знания, умения, навыки, а также показатели личностного развития (уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень сформированности ее познавательных и других интересов и потребностей, сформированность устойчивой мотивации познания и уровень креативности личности, ее умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития, а также степень нравственной, эстетической и физической, экологической и других составляющих общей культуры).
В последнее время все чаще говорят и об отрицательных эффектах (последствиях) образования, среди которых учебная перегрузка и переутомление, ухудшение физического и психического здоровья обучающихся, возникновение стойкого нежелания учиться, дидактогения[1].
Главным результатом образовательного процесса в современном мире признается готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность за себя, свое ближайшее социальное окружение и, в целом, за общество.
Результаты образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования регламентируются Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и представлены в них как требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры[2]. Данные требования формулируются в терминах "компетенций" выпускника. Компетенция в данном случае понимается как комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. "Фактически требования к формируемым у обучающихся и выпускников компетенциям, определенные во ФГОС ВПО нового поколения, заменили требования к обязательному минимуму содержания образования, которые задавались российскими государственными образовательными стандартами (ГОС) ВПО 1-го и 2-го поколения[3].
Современный профессионал должен обладать указанными в стандартах общекультурными и профессиональными компетенциями. Перечень профессиональных компетенций определяется спецификой каждой конкретной профессии. Эти компетенции нужны ему для ведения конкретной профессиональной деятельности. Среди профессиональных компетенций выделяют общепрофессиональные компетенции (для смежных направлений подготовки или укрупненных групп специальностей) и более узкие профессиональные компетенции, связанные с определенным видом деятельности. Кроме того, каждый вуз в соответствии с потребностями регионального рынка труда, своими научными школами и материально-технической базой определяет профильные компетенции, которые формируются вузами самостоятельно, совместно с социальными партнерами и работодателями.
Общекультурные компетенции отражают требования к профессиональным знаниям, умениям и обладанию способами эффективного решения профессиональных задач, которые должны быть сформированы у будущего профессионала на основе овладения культурой осуществления профессиональной деятельности как составной частью общечеловеческой культуры. В составе заявленных ФГОС ВПО общекультурных компетенций есть группа компетенций, связанных с овладением студентами ОГЛАВЛЕНИЕм и способами профессионального воспитания и самовоспитания. К примеру, выпускник-бакалавр должен:
– быть готовым к сотрудничеству с коллегами; работать в коллективе;
– быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
– стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
– уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
– осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
– использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;
– владеть методами физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной деятельности;
– быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития.
В перечень требований к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры включены общекультурные компетенции, в соответствии с которыми выпускник должен обладать:
– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень;
– способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно- производственного профиля в своей деятельности;
– способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и научных работ, в управлении коллективом;
– способностью проявлять инициативу, а в ситуациях риска брать на себя всю полноту ответственности.
Формирование вышеперечисленных компетенций предполагает наличие педагогического компонента в содержании профессионального образования. Изучение педагогики будущими представителями различных профессий позволит им
знать:
– ценностные основы профессиональной деятельности;
– сущность и структуру образовательных процессов;
– особенность реализации образовательного процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
– тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;
– теории и технологии обучения и воспитания;
– способы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности;
– способы построения межличностных отошений в группах разного возраста;
– способы профессионального самопознания и саморазвития;
уметь:
– использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;
– учитывать контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы профессионального взаимодействия;
– проектировать процесс своего профессионального становления и развития;
– создавать целесообразную и психологически безопасную среду профессионального взаимодействия и сотрудничества;
– конструктивно разрешать конфликты в процессе общения с коллегами;
– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
– использовать теоретические знания для генерации новых идей в своей профессиональной области;
владеть:
– способами пропаганды важности избранной профессии для социально-экономического развития страны;
– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, профессиональные порталы и т.д.):
– способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
– способами предупреждения конфликтов;
– способами взаимодействия с коллегами и партнерами;
– способами установления и поддержания контактов с людьми в условиях поликультурной среды профессионального взаимодействия;
– способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды учреждения, региона, страны.
Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки. Образование предстает как непрерывный процесс становления и развития человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельным, компетентным и ответственным действиям в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и нестандартной мысли[4].
Таким образом, образование как цель и ОГЛАВЛЕНИЕ педагогического процесса представляет собой специально организованное взаимодействие обучающих и обучающихся, создаваемое для достижения человеком (обществом) некоего уровня образованности (образование – как цель педагогического процесса). Это, естественно, предполагает освоение концентрированного опыта человечества в освоении природного и социального мира, на основе которого формируются, сохраняются, совершенствуются и передаются от поколения к поколению формы человеческой ментальности (образование как ОГЛАВЛЕНИЕ педагогического процесса).