Образование как педагогический процесс
Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Образование как педагогический процесс включает в себя цели и ОГЛАВЛЕНИЕ образования, его принципы и методы, формы, результаты.
ОГЛАВЛЕНИЕ образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
ОГЛАВЛЕНИЕ образования — тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Педагогический процесс организуется в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, семьи, школы, вуза. К новым системам относятся музей, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива.
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) ОГЛАВЛЕНИЕ учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.) (рис. 9.5).
Рис. 9.5. Элементы педагогической системы (но Н. В. Кузьминой)
В. Я. Сквирский представляет педагогическую систему как (рис. 9.6):
Рис. 9.6. Структура педагогического процесса (по В. Я. Свирскому)
Е. Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему — часть социальной системы. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева: все элементы взаимосвязаны (см. рис. 9.7):
Рис. 9.7. Структура педагогического процесса (по Е. Л. Белкину)
Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Он создается педагогом. Где бы педагогический процесс ни протекал, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель —> принципы —> ОГЛАВЛЕНИЕ -" методы -" средства -" формы.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. ОГЛАВЛЕНИЕ — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается ОГЛАВЛЕНИЕ. Средства как материализованные предметные способы "работы" с ОГЛАВЛЕНИЕм используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
С. И. Архангельский говорит о дидактическом треугольнике, выражающем следующие законы.
Закон единства учебной и обучающей деятельности (рис. 9.8).
Рис. 9.8. Дидактический треугольник
Закон единства обучения и воспитания. Он представлен в виде педагогического треугольника (рис. 9.9).
Рис. 9.9. Педагогический треугольник
Закон преемственности знаний и последовательности научного развития, который гласит, что каждое изучаемое научное ОГЛАВЛЕНИЕ учебного предмета всегда связано с предшествующим, что оно исходит из него и развивает его. Этот закон выражается профессиональным треугольником (рис. 9.10).
Рис. 9.10. Профессиональный треугольник