Образование
Уже с конца X в. в Киеве существовали школы. Это подтверждается записью в "Повести временных лет": "Начал Владимир брать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное, матери же плакали о них, как о мертвых". Известно, что в правление Ярослава Мудрого в 1030 г. в школе при Софийском соборе обучалось около 300 детей. Были открыты школы в Курске (о них сообщается в "Житии Феодосия Печерского"), а позже, в начале XIII в., и во Владимире-на-Клязьме.
Со временем появились школы не только для мальчиков, но и для девочек. Первую из них в 1086 г. открыла при Андреевском монастыре сестра Владимира Мономаха Янка Всеволодовна. Такая же школа, созданная Ефросиньей Полоцкой, существовала и в основанном сю Спасском монастыре.
Первоначально для обучения письму использовалась, как и в других европейских странах, деревянная доска, покрытая воском. На ней записывали слова, которые затем можно было стереть. Такая доска в 2000 г. была найдена в Новгороде в слоях конца X – начала XI в. На ней были записаны стихи из Псалтири – книги, по которой в Средние века учили грамоте. В числе обнаруженных берестяных грамот есть и использовавшиеся детьми в учебных целях. Это 12 грамот новгородского мальчика Онфима, относящиеся к середине XIII в. По предположению В. Л. Янина, они представляют собой специальные упражнения, необходимые при переходе с церы (восковой таблички) на бересту, писание на которой требовало специальных навыков.
Возникают библиотеки и центры по переписке книг. "Повесть временных лет" под 1037 г. сообщает, что Ярослав Мудрый "книгам прилежа и почитая е (их) часто в нощи и дне", приказал собрать писцов, которые перевели и "списаша книгы многы". Мастерская по переписке книг была открыта и при школе Ефросиньи Полоцкой.
Достаточно широкое распространение образования на Руси выгодно отличало ее от Западной Европы, где грамотность долгое время была привилегией духовных лиц – клириков. Связано это было не только с отсутствием дешевого материала для письма – бересты, но и с тем обстоятельством, что в католических странах языком письменности была латынь, язык, освоение которого требовало долгой и тщательной подготовки.
Литература
В конце X в., вместе с Крещением, на Русь приходит и переводная христианская литература, представленная в основном творениями отцов церкви, житиями, сочинениями по христианской истории. Следует учесть, что очень популярные на Руси болгарские книги по существу не требовали перевода, более того, благодаря их появлению в Киеве и других городах отдельные черты болгарского языка (так называемые старославянизмы) вошли в систему древнерусского литературного языка. По этой причине за болгарской литературой закрепилось название "литература-посредница". Среди наиболее популярных были не только библейские книги, в том числе книги пророков (Исайи, Иеремии, Иезикиля), но и греческая "Хроника Георгия Амартола", сочинения Иоанна Златоуста, из которых был составлен сборник "Златоструй", "Изборники" 1073 и 1073 гг., составленные при князе Святославе Ярославиче, жития Василия Нового, Саввы Освященного, святой великомученицы Ирины, Антония Великого и других, а также патерики – сборники коротких рассказов об иноках, прославившихся благочестием и аскетизмом. Переведены были также "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, одна из редакций "Александрии" (романа о жизни и подвигах Александра Македонского) Псевдо-Каллисфена и "Девгениево деяние" – сказание о ромейском герое Дигенисе Акрите.
Вскоре появляются и собственные литературные произведения. Это Житие первых русских святых князей Бориса и Глеба, Житие игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, учащие читателя кротости и смирению перед волей Бога. Их автором был монах Нестор, которому ранее приписывалось авторство "Повести временных лет".
Популярными литературными произведениями той эпохи были поучения, памятники красноречия. До нас дошли "Поучение к братии" новгородского епископа Луки Жидяты, "Поучения" Феодосия Печерского, "Поучение" Владимира Мономаха.
Лука Жидята был оклеветан холопом Дудицей и отправлен митрополитом Ефремом в тюрьму, но позднее вернулся на новгородскую кафедру. Он изложил перечень правил поведения, которых следует придерживаться православному человеку: положения христианской, пока еще новой на Руси веры, обрядовые требования, моральные предписания.
Перу Феодосия Печерского (ок. 1008–1074) принадлежат два послания князю Изяславу Ярославичу, восемь поучений братии (о которых и идет речь) и одна молитва ("За вся крестьяны"). Каждое из небольших по объему поучений Феодосия напоминает братии о том или ином правиле иноческого поведения: следовать монастырскому распорядку и дисциплине, не иметь в кельях никакой собственности сверх положенного уставом, не опаздывать к началу богослужения, входя в церковь класть три земных поклона, в церкви стоять, не прислоняясь к стене, соблюдать благочиние и порядок при чтении молитв и пении псалмов, при встрече кланяться друг другу и т.п.
Выдающимся писателем своей эпохи выказал себя киевский князь Владимир Всеволодич Мономах, оставивший "Поучение детям" и "иным, кто прочтет". Эго первая в нашей истории и очень подробная автобиография, помимо прочего, представляющая собой выдающийся памятник древнерусской литературы и политической мысли, зафиксировавший главную мысль Владимира Всеволодича: именно государь обязан помнить о возложенной на него ответственности за судьбу своей земли и своего народа. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодичем пример: прилетающие весной из рая птицы занимают свое, принадлежащее лишь им место; слабые – свое, а сильные – свое. И ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, каждая довольствуется своим уделом. Так, считал Мономах, должны поступать и князья Рюриковичи.
Особый интерес представляет "Хожение" черниговского игумена Даниила, совершенное им, по мнению Ю. П. Глушаковой, в 1104–1107 гг. Оно настолько полно и точно описывало паломничество в Иерусалим и его окрестности, что еще долго оставалось самым популярным на Руси описанием храмов и памятников христиан в Палестине.
Заметное место в древнерусской литературе занимает "Слови о законе и благодати" митрополита Илариона. Являясь первым митрополитом не из греков, Иларион оставил яркое историко-философское сочинение, в котором впервые показал место Древней Руси во всемирной христианской истории, писал о равноправии русского народа среди всех прочих христиан и воздал хвалу князю Владимиру – крестителю Руси.
Это интересно
Некоторые из древнейших русских рукописных книг украшались не только инициалами и заставками, но и настоящими иллюстрациями ("лицами"). Такие иллюстрированные рукописи получили название "лицевые". Одной из первых русских лицевых рукописей стал "Изборник Святослава" (1073), на листах которого можно увидеть красочные изображения киевского князя Изяслава Ярославича с семейством, Вселенских соборов и даже знаков зодиака.