Земли историко-культурного назначения

К ним относятся: земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.

К землям историко-культурного назначения относят также ансамбли и комплексы памятников, представляющие научную, художественную или иную культурную ценность. Они могут быть объявлены историко-культурными заповедниками (Владимиро-Суздальский музей, Соловецкие острова, Кижи, Бородинское поле, Куликово поле, Политехнический музей, Новодевичье кладбище, Воробьевы Горы (г. Москва), Нижегородский, Тульский, Смоленский, Казанский и Московский Кремль), охрана земель которых осуществляется на основании особых положений о каждом из них.

Могут быть признаны заповедными отдельные территории городов и других населенных пунктов, имеющие историческую ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями. Решение об этом принимают исполнительные органы государственной власти субъектов РФ по согласованию с Минкультуры России и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.01.1999 № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" к рассматриваемым землям могут быть отнесены земли, на которых находятся места традиционного бытования народных художественных промыслов в порядке, устанавливаемом земельными законодательствами РФ и субъектов РФ. Отдельные земли историко-культурного назначения могут быть изъяты из хозяйственного использования, включая те, на которых и в которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.

Правовой режим земель историко-культурного назначения зависит от масштаба объектов культурного наследия и достопримечательных мест: они могут быть отнесены к федеральному уровню, уровню субъекта РФ, иметь местное значение и объявляются таковыми исполнительными органами государственной власти РФ и субъектов РФ либо органами местного самоуправления по согласованию с Минкультуры России и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

В пределах указанных в ст. 99 ЗК зон охраны объектов культурного наследия могут запрещаться производство земляных, строительных и других работ и иная хозяйственная деятельность без разрешения органов охраны памятников и Минкультуры России. Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулируемой застройки и охранного природного ландшафта.

К ограничениям, связанным с обеспечением землепользования, относится право исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления частично или полностью запрещать движение транспортных средств по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим через охранные зоны, если создается угроза существованию памятника. Может устанавливаться особый режим и осуществляться повышенная охрана земель произведений садово-паркового искусства и природных ландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или связанных с ними.

Особенности правового режима земель историко-культурного назначения регулируются в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-Φ3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в котором даются определение и классификация памятников, предусматриваются обязанности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по сохранению памятников и соответствующих земель.

Порядок использования земель историко-культурного назначения определяется Градостроительным кодексом, СНиП 2.07.01–89, решениями органов об объявлении объектов памятниками истории и культуры, достопримечательными местами. Специально уполномоченным государственным органом охраны памятников признается Минкультуры России и находящиеся в его ведении органы, которые осуществляют также государственный контроль за их охраной и использованием в соответствии с положениями о них.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и нс соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.