Обобщенная ситуационно-компетентностная модель лидеров 1-, 2- и 3-го уровня
Успех лидера определяется адекватностью его качеств и поведения условиям внешней среды. На наш взгляд, в общем виде модель системы факторов, обеспечивающих успех лидера, можно представить так, как это показано на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Факторы успеха лидера (компетентностная, или ситуационно-компетентностная модель лидерства, пятиугольник факторов лидерского успеха)
Успех лидера связан с его должностью и ситуацией, в которой находится руководимая им группа, организация. По существу, идеальные лидеры 1-, 2- и 3-го уровней – это специалисты высшей квалификации, обладающие системным мышлением, высокими моральными качествами, эмоциональным интеллектом и навыками в области командообразования и поддержания высокой продуктивности команды. Основная специальность лидеров 1- и 2-го уровней – менеджмент со специализацией, соответствующей занимаемой должности (производственный, финансовый, инновационный и т.п.). Основная специальность лидеров 3-го уровня также соответствует его должности.
Системное мышление, согласно определению в профессиональном стандарте, – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания, характеризующихся комплексным, системным подходом к образованию суждений и умозаключений (путем анализа и синтеза понятий); способность комплексно анализировать и оценивать имеющуюся информацию, делать прогнозы развития.
Высокие этические стандарты, нравственные императивы лидера должны служить оценочными критериями правильности принимаемых им решений, осуществляемых действий. Лидеру необходимо осознавать и нести ответственность за ведомых им людей.
Высокий эмоциональный интеллект обозначает наличие комплекса таких качеств, как самоосознание, понимание и управление собственными эмоциями и эмоциями других людей, наличие расположенности к людям и коммуникативности.
Умение управлять развитием группы подчиненных вплоть до формирования высокопродуктивной команды, поддерживать такую продуктивность в течение времени, пока ее задачи не выполнены, привести в действие креативность членов группы и команды в целом, является той вершиной лидерства, к которой следует стремиться.
Определение состава и степени выраженности лидерских качеств для конкретного лидера в конкретной организации, создание портрета или профиля лидера как профессионала и личности, развитие необходимых лидерских компетенций может быть осуществлено в процессе взаимодействия специалистов в сфере профессиональной деятельности лидера и в области управления персоналом, а измерение качеств может основываться на выбранных из множества методов и инструментов, которыми располагают современные гуманитарные науки.
Эффективный с точки зрения организации и с точки зрения соратников лидер-менеджер, в идеале, должен обладать компетенциями, т.е. знаниями, умениями, навыками профессионала высокого уровня в пределах своих полномочий, а также обладать способностями системно мыслить, основывать свои действия и решения на высоких этических стандартах и развитом эмоциональном интеллекте, владеть навыками формирования, поддержания продуктивности и развития команды и работы в команде. Эти компетенции реализуются в условиях конкретной организации, на рабочем месте лидера, с учетом текущей ситуации и перспектив развития организации и коллектива подчиненных ему людей.
О компетенциях лидеров по профессии (4-й уровень)
Лидеры по процессии, или лидеры 4-го уровня, являются желанными членами любой организации, любой команды. Благодаря их высочайшему профессионализму их вклад в решение деловых задач команды исключительно ценен и высок. В составе моделей карьерного продвижения встречается такая форма, как "центростремительная карьера". Это означает, что квалификация субъекта настолько высока и общепризнанна, что его приглашают в качестве эксперта на собрания и обсуждение проблем руководителей высшего звена, где его мнение уважительно выслушивается и принимается как исключительно полезное. Такой эксперт не обязательно занимает руководящую должность, хотя приглашение на собрания руководства в качестве специалиста может в будущем повлечь предложение занять более высокую должность. Однако не все специалисты, консультанты, эксперты ценят власть, не все готовы нести ответственность за других людей, понимая, что за это придется расплачиваться ущемлением возможностей наращивать собственный профессионализм.
Лидерам 4-го уровня, несомненно, нужны навыки ассертивности, презентаций, умения "продавать идеи", аргументировать достоинства своих предложений и обосновывать их эффективность, определять и "выбивать" необходимые ресурсы, общаться с вышестоящими работниками. Они должны определить свою роль в команде и наращивать свои сильные стороны, чтобы оставаться востребованными в течение длительного времени, а лучше всего, всегда.