Областные литературы
Развитие производительных сил феодального общества приводит к образованию новых экономических, политических и культурных центров, в которых начинается интенсивный процесс формирования областных литератур. Этот процесс проявляется прежде всего в развитии местного летописания и агиографии.
Еще с середины XI в. значительное место в развитии русской культуры занимает Новгород. С 1136 г. он становится самостоятельной феодальной городской республикой, управляемой вечем и советом господ во главе с епископом. С 1036 г. в Новгороде ведется местная летопись. Краткость и простота становятся характерными ее особенностями. Главное внимание летописцы уделяют хозяйственной жизни города и области, внутренним "гражданским интересам".
На основании местных устных преданий в конце XII – начале XIII в. в Новгороде пишется первое агиографическое произведение – житие Варлаама Хутынского (1-я ред). Благоприятную почву в Новгороде нашел жанр хождений. Здесь создаются "Сказание о Софии в Царьграде", "Книга паломник" – о путешествии в Царьград Добрыни Ядрейковича в 1200–1204 гг. и "Повесть о взятии Царьграда фрягами" (крестоносцами) в 1204 г.
Крупным политическим и культурным центром становится в XII в. Смоленск. О характере его духовной жизни позволяет судить житие Авраамия Смоленского, написанное Ефремом, и литературная деятельность Климента Смолятича, избранного в 1147 г. собором русских епископов на митрополичий престол. "Бысть книжник и философ так, яко же в Руской земли не бяшеть", – отмечал летописец. Перу Климента принадлежит послание священнику Фоме. Последний обвинил Климента в тщеславии и гордости, а также в том, что он пишет "от Омира и от Аристотеля и от Платона, иже во ельньскых нырех славне беша". Оправдываясь, Климент дает символико-аллегорическое толкование "писания" в форме вопросов и ответов. Этот принцип широко использует младший современник Климента Смолятича Кирилл Туровский. Творчество Кирилла Туровского. Скудные сведения о Кирилле дает проложное его житие. Сын богатых родителей, уроженец города Турова, Кирилл стал монахом-затворником, после чего был поставлен епископом Туровским. Говоря о литературной деятельности Кирилла, житие отмечает: "...много божественная писания изложив и славен быстъ по всей стране той". "...Другой златословесный учитель нам в Руси восия паче всех",–так оценивалось современниками его творчество.
Кириллу принадлежит обличение ростовского епископа Федорца, послание к Андрею Боголюбскому (до нас не дошло), восемь торжественных "слов", два поучения, около двадцати двух молитв и один канон.
Торжественные "слова" Кирилла Туровского посвящены церковным праздникам. Они лишены политической злободневности и публицистичности "Слова" Илариона. Кирилл ставит своей задачей разъяснить смысл того или иного христианского праздника, "воспети", "прославити", "украсити словесы", "похвалити". С этой целью он прибегает к аллегорическим образам, символическим параллелям. Образные художественные средства Кирилл использует с большим вкусом и умением. Характерная особенность "слов" Кирилла – своеобразный лиризм и драматизм. Он часто вводит монологи и диалоги, плачи. Использует Кирилл и символическое толкование отдельных явлений природы. Таково, например, его "Слово на антипасху": "Ныне солнце красуяся к высоте въсходить и радуяся землю огреваеть: възиде бо нам от гроба праведное солнце Христос и вся верующая ему съпасаетъ..."
"Слова" Кирилла Туровского необычайно четки по композиции, в них три части: вступление, изложение и заключение.
Задача вступления – привлечь внимание слушателей, создать определенное эмоциональное настроение, подготовить к восприятию последующей, основной "речи". С этой целью автор прибегает к анафористическим "зачинам". Таково, например, вступление к пятому "слову": "Неизмерима небесная высота, неиспытана глубина преисподней, неведома тайна божественного помысла. Велика и неизречена милость божия на роде человеческом, которою помиловал нас..." В известной мере это вступление напоминает былинный зачин: "Высота ль, высота ль поднебесная..."
Нередко вступительную часть "слова" Кирилл начинает развернутым сравнением, позволяющим автору использовать его образы в дальнейшем изложении содержания. В этом отношении интересно вступление к восьмому "слову": "Яко же историци и ветия, рекше летописьци и песнотворцы, прикланяютъ своя слухи в бывшая межю цесари рати и вьпълчения, да украсять словесы и възвеличать мужьствовавъшая крепко по своемь цесари и не давъших в брани плещю врагом, и тех славяще похвалами венчаютъ, колми паче нам лепо есть и хвалу к хвале приложити храбром и великим воеводам божиям..."
И затем это сравнение с воинами отцов вселенского собора, поразивших нечестивого еретика Ария, раскрывается в содержании "слова", превращенного автором в своеобразную "песню победную".
Кирилл Туровский органично сливает свои "слова" с церковным песнопением и живописью, он переносит действие из далекого условного прошлого в настоящее, в сегодняшний день, заставляет присутствующих стать свидетелями событий, происходящих "днесь" и "ныне". При помощи стилистической амплификации проповедник передает слушателям чувства душевного волнения, восторга. Благодаря этому, как справедливо отмечает И. П. Еремин, евангельский сюжет в его "словах" приобретает характер своеобразного лирического стихотворения в прозе[1].
Заключительная часть "слов" Кирилла – похвала или молитва празднику – звучала как мощный финальный аккорд праздничной симфонии.
"Слова" Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на Руси. Они включались в сборники "Златоуст", "Торжественники" наравне со "словами" прославленного византийского витии Иоанна Златоуста. Они свидетельствовали о той большой художественной высоте, на которую поднялось ораторское искусство на Руси к концу XII столетия.