Области науки
Области науки - сложившиеся в результате разделения труда в науке основные сферы научного знания, существенно различающиеся между собой по предметному основанию и методологическому инструментарию. В современной науке существует шесть таких областей: математика, логика, естествознание, технонауки, социальные науки, гуманитарные науки (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Области науки
Математика - совокупность дисциплин о возможных количественных отношениях объектов (арифметика, геометрия, математический анализ, теория структур, алгебра, теория вероятности, математическая статистика, теория графов, вычислительная математика, информатика и др.)
Логика - совокупность дисциплин о возможных логических отношениях между понятиями и высказываниями, правилах вывода одних видов высказываний из других (силлогистика, исчисление высказываний, исчисление предикатов, модальная логика, вероятностная логика, многозначная логика и др.).
Естествознание - совокупность дисциплин о различных объектах и аспектах неживой и живой природы (физика, химия, биология, география, геология, физхимия, молекулярная биология, генетика, астрономия, почвоведение, астрономия, космология и др.).
Технонауки - совокупность дисциплин о различных видах техники, приборов, измерительных инструментов, строительных конструкций, технологических процессов (теория машин и механизмов, сопромат, детали машин, металлургия, строительство, теория связи, космонавтика, фармацевтика, навигация, судостроение, военное дело и др.).
Социальные науки - совокупность дисциплин об обществе, его различных сферах и разных социальных системах (социология, история, политические теории, юриспруденция, экономика, социальная экология, демография, геополитика, футурология и др.).
Гуманитарные науки - совокупность дисциплин о человеке, его различных аспектах и проявлениях (философия, психология, филология, литературоведение, теория искусства, этика, эстетика и др.).
Уровни научного знания
Уровни научного знания - качественно различные по предметному содержанию (онтологии) модели (репрезентации) знания, образующие в рамках отдельной научной дисциплины ступени познания ее объектов, восхождение познания от явления к сущности, от сущности и законов первого порядка к сущности и законам более высокого порядка. В своем единстве они выражают вертикальную структуру организации научного знания в рамках определенной дисциплины (рис. 3.7).
Чувственное знание - знание о чувственно воспринимаемых объектах (моделях "вещей в себе") - данные наблюдения и эксперимента.
Рис. 3.7. Уровни научного знания
Эмпирическое знание - знание об абстрактных (мысленных) объектах (моделях чувственных объектов) - факты, эмпирические законы, естественные классификации, эмпирические модели, феноменологические теории.
Теоретическое знание - знание об идеальных объектах (числа, точки, прямые и другие объекты математики; материальная точка, инерция, идеальный газ и другие объекты в физике и т.д.) описание принципов и законов их поведения и изменения, выведение различного рода частных следствий из таких систем знания и их проверка на опыте.
Метатеоретическое знание - парадигмальные теории, частнонаучная и общенаучная картины мира, общенаучные методы, философские основания науки.
Уровни научного знания качественно различаются только по онтологическому содержанию, но и по методам получения, обоснования и проверки знания. Между ними отсутствует отношение логической выводимости одного из другого, их логическое сравнение друг с другом возможно только после интерпретации одного уровня знания в терминах другого, что достигается с помощью правил соответствия (редукционных предложений). Отношения непосредственной логической выводимости существуют только внутри каждого из уровней знания. Взаимосвязь же между разными уровнями научного знания не логическая, а содержательно-интерпретационная.