Области эмоционального интеллекта
Наличие личности у каждого человека с ее общими и уникальными свойствами и качествами не отрицается практически никем. Личность лидера является системным явлением, определяющим его самосознание и отношение к другим людям, обращение с другими людьми. Самоосознание в психологии отождествляется с рефлексией. Определим понятия рефлексии и личности.
Рефлексия (англ. reflection) – форма психической деятельности, мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе и другим, своих задач, назначения и т.д. (кстати, рефлекс – автоматическая (бессознательная, неосознаваемая) реакция организма на действие какого-либо раздражителя, внешнего или внутреннего).
В широком смысле рефлексия – реакция на внешнее или внутреннее, а также на умозрительное, сформировавшееся в сознании, воздействие или его оценку, осмысленное субъективное проявление, поведенческий акт, являющийся результатом анализа (на уровне сознания или бессознательном) поступившей информации, другого вида воздействия независимо от их источника и адекватности истинному положению вещей. Осознаваемое, осмысленное или бессознательное отражение в сознании человека воздействий внешней и внутренней среды, выражающееся в поведенческом акте.
Личность – в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Психологи не отрицают влияния на личность и природных врожденных, генетически обусловленных факторов и свойств, задатков, которые в социальной среде могут проявиться в виде способностей, талантов или не проявиться вовсе. Вообще, без социума, т.е. человеческого окружения, индивид не сможет стать человеком разумным, не сможет стать и человеческой личностью. Это доказывают относительно многочисленные примеры так называемых "феральных людей", или людей-маугли. Для человека потребность в пребывании среди людей является столь же фундаментальной, как и другие физиологические потребности.
Личность в широком смысле слова определяется по-разному представителями разных психологических школ и в основном включает ансамбль психической организации человеческого индивида.
Личность в узком смысле – уровень "интегральной индивидуальности", на котором осуществляются самые главные жизненные выборы, принимаются решения, имеющие судьбоносное значение для индивида. Только на таком уровне выявляется подлинная система жизненных ценностей, представление человека о своем жизненном предназначении и смысле существования. Личность в узком смысле – это духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности.
Известна фраза психолога А. Г. Асмолова: "Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают".
В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. При благоприятных условиях этот процесс включает три фазы: адаптация, индивидуализация и интеграция. Если не удается преодолеть трудности адаптации, возникает конформизм, зависимость, робость, неуверенность; если нет понимания индивидуальности, то возможно формирование негативизма, агрессивности, подозрительности; если не устраняется противоречие между стремлением быть особенным и требованиями общности на стадии интеграции, то наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция, либо вытеснение личности из общности, либо ее деградация с возвратом на более ранние стадии развития. Интересно исследовать, что происходит с личностью в процессе ее вхождения во власть, и как этот процесс развивается для разных личностей, для людей с разным воспитанием, ценностными ориентациями, установками, мотивами и т.п.
Очень важен для возрастного развития личности период отрочества и юности, когда личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.
Многочисленны характеристики и свойства, рассматриваемые и как элементы системы "личность", и как проявления личности, и как внутренние факторы, определяющие эти проявления. Ввиду многообразия точек зрения на понятие и сущность такого сложного явления, как личность, даже в ученой среде, попытаемся свести воедино составляющие личности, знание которых необходимо каждому человеку и тем более руководителю, пытающемуся оказывать влияние на поведение людей в процессе трудовой деятельности, в схему (рис. 2.1) и определим основные из них[1].
Дадим определения и рассмотрим подробнее некоторые из элементов структуры личности.
Психические свойства, или свойства психики, связаны с особенностями нервной системы, отражаются в таких общеличностных характеристиках, как темперамент и общий интеллект.
Рис. 2.1. Структура личности
Психические состояния – разные виды интегрированного отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, скука и т.п.).
Сознание – свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми (с помощью языка). Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Характеристики сознания:
• совокупность знаний об окружающем нас мире;
• закрепленное в сознании различение субъекта и объекта ("Я – не Я");
• обеспечение целеполагающей деятельности человека;
• наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Все вышеизложенные свойства, элементы, проявления личности оказывают влияние на самовосприятие руководителя и на его поведение в отношении других. Кто он – акула бизнеса или дельфин, эгоист или альтруист, понимает или нет социальную ответственность, которую принимает на себя, руководя и влияя на жизни других людей, – эти вопросы каждый лидер решает сам и по-своему.
Подробное описание личностных свойств и качеств личности, исследований на эту тему и мнений ученых можно найти в любом учебнике по общей психологии или психологии личности. Здесь мы привели несколько определений, уделяя значительное внимание социально-психологической стороне личности, рассматривая процессы командообразования и факторы личностного и социального происхождения, влияющие на эти процессы и поведение людей в команде.