Обеспечение занятости населения – основная составляющая в обеспечении экономической безопасности личности
В России существуют очень сложные ключевые проблемы на рынке труда: несоответствие между экономической динамикой и динамикой занятости трудоспособного населения; ограниченность инвестиционных ресурсов; задолженность госбюджета по выполненным госзаказам; обострение проблем трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения; значительный масштаб скрытой безработицы; недостатки системы государственного профессионального образования; увеличение разрыва между требуемым качеством и квалификацией претендентов на рабочие места; ухудшение качества рабочих мест, что приводит к увеличению травматизма; дефицит опытных квалифицированных кадров; концентрация безработицы в экономически депрессивных зонах.
Вместе с тем необходимо отметить, что по вопросам труда и занятости населения принят ряд законодательных актов:
• Трудовой кодекс РФ;
• Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032–1 "О занятости населения Российской Федерации";
• постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";
• постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан");
• Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
• Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и др.
МРОТ используется только для оплаты труда, пособий по временной нетрудоспособности, а также оценки пенсионных прав застрахованных лиц (с 2002 г.) и внесения страховых взносов самозанятым населением (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами) (фактически начал использоваться с 2007 г., до этого вносился платеж в установленном минимальном размере 1800 руб.).
В табл. 6.1 представлена величина МРОТ за период с 1991 по 2013 г.
Таблица 6.1
Величина МРОТ
Период действия |
Величина МРОТ, руб. |
до 30.09.1991 |
70 |
01.10.1991-30.11.1991 |
180 |
01.12.1991-31.12.1991 |
200 |
01.01.1992-31.03.1992 |
342 |
01.04.1992-31.12.1992 |
900 |
01.01.1993-31.03.1993 |
2250 |
01.04.1993-30.06.1993 |
4275 |
01.07.1993-30.11.1993 |
7740 |
01.12.1993-30.06.1994 |
14620 |
01.07.1994–31.03.1993 |
20500 |
01.04.1995-30.04.1995 |
34400 |
01.05.1995-31.07.1995 |
43700 |
01.08.1995-31.10.1995 |
55000 |
01.11.1995-30.11.1995 |
57750 |
01.12.1995-31.12.1995 |
60500 |
01.01.1996-31.03.1996 |
63250 |
01.04.1996-31.12.1996 |
75900 |
01.01.1997-31.12.1997 |
83490 |
01.01.1998-30.06.2000 |
83,49 |
01.07.2000-31.12.2000 |
132 |
01.01.2001-30.06.2001 |
200 |
01.07.2001-30.04.2002 |
300 |
01.05.2002-30.09.2003 |
450 |
01.10.2003-31.12.2004 |
600 |
01.01.2005-31.08.2005 |
720 |
01.09.2005-30.04.2006 |
800 |
01.05.2006-01.09.2007 |
1100 |
01.09.2007-31.12.2008 |
2300 |
01.01.2009-31.05.2011 |
4330 |
01.06.2011-31.12.2012 |
4611 |
01.01.2013–... |
5205 |
Реализация государственной политики занятости предполагает осуществление следующих мер:
– развитие гибкости рынка труда;
– увеличение уровня занятости;
– переориентация экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
– повышение стимулов к активному поиску работы безработными;
– смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы;
– повышение сбалансированности количества предложений рабочей силы и числа рабочих мест;
– предупреждение массовой безработицы на региональных рынках труда;
– создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
– развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, роста мобильности трудовых ресурсов.
Одним из государственных инструментов в данной сфере является Президентская программа подготовки управленческих кадров. Эффективность реализации Программы: улучшение условий для расширения занятости населения и обеспечение рабочей силой предприятия через экономическую стабилизацию, развитие малого и среднего бизнеса, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, сдерживание неконтролируемого роста численности безработных.
В рамках Программы предусматривалось сдерживание уровня официальной безработицы, оказание консультационных услуг по вопросам трудоустройства; повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 10 млн вакансий; трудоустройство на временные работы свыше 3180 тыс. человек; поддержка предпринимательской инициативы; переподготовка безработных и пр.
В настоящее время на рынке труда остается неразрешенным ряд проблем.
1. Недостаточная реформированность всей трудовой сферы, приводящая к преобладанию неэффективной занятости, которая проявляется в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, недоиспользовании рабочего времени занятых работников, низкой эффективности труда и невысоких заработках, снижении значительного контингента работающих в высокотехнологичных отраслях, отсутствии экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада.
2. Потеря трудового квалифицированного потенциала (миграция).
3. Ухудшение качественных характеристик рабочих мест.
4. Снижающийся общий спрос на рабочую силу, недостаток инвестиций, задержка выплат за выполненный госзаказ и слабая поддержка малого предпринимательства.
5. Медленное развитие систем дообучения, переподготовки и повышения квалификации, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников.
6. Сохранение селективного подхода при высвобождении и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, несоблюдение норм трудового законодательства.
7. Большая дифференциация региональных рынков труда.
8. Недостаточная роль субъектов РФ в регулировании ситуации на региональных рынках труда.