Обеспечение процесса
Для ускорения движения к цели и получения высоких результатов процесс обучения-воспитания должен иметь надлежащее обеспечение. К обеспечению ЭП относятся:
• разработка (таксономия) целей и задач;
• программы и планы (отдельно учебной и воспитательной деятельности);
• учебные книги;
• средства управления и поддержки ЭП;
• средства диагностики, мониторинга и контроля.
Согласно базисной модели ЭП обеспечение процесса составляют:
а) средства преподавания, т.е. средства (ресурсы) учителя, – уровень квалификации, убежденность, сила педагогического воздействия и многое другое;
б) средства учения, т.е. средства (ресурсы) ученика, – его подготовленность, умение учиться, способности и т.д.
Предмет эдукации также имеет свои характеристики: количество, качество, структура и т.п. Средства эдукации подробнее рассматриваются в связи с технологиями.
Оптимизация процесса
Главных путей совершенствования эдукационной системы два: интенсивный и экстенсивный. Интенсивный путь предусматривает развитие ЭС за счет внутренних резервов, а экстенсивный основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т.п.
Возможности интенсивного развития ЭС считаются исчерпанными: за тысячелетия существования школы все уже испробовано, кроме, пожалуй, новейших способов обработки и доставки информации. Некоторые ведущие теоретики высказывают мысль о том, что очень скоро инновации в педагогике будут означать только одно: назад к прошлому, разумному и взвешенному воспитанию, к облагораживающей духовности, спокойной системе без новаций и конвульсий.
Западная школа развивается экстенсивным путем, наращивая количественные характеристики педагогического продукта преимущественно за счет новых информационных технологий, перераспределения времени на различные виды учебной деятельности, дифференциацию и индивидуализацию классной работы. Улучшается ли при этом качество педагогического продукта – вопрос открытый: большинство независимых экспертов высказывают на этот счет сомнения.
Своеобразным выходом являются интегрированные (синергетические) инновации, открывающие возможность для соединения интенсивного и экстенсивного путей развития. Это требует тщательного исследования тех неиспользованных резервов ЭС, которые появляются на стыках разноплановых, разноуровневых и разнохарактерных подсистем и их компонентов. Подкрепив узкие места новейшими технологиями, действующими согласованно и в одном направлении, можно попытаться улучшить общую эффективность ЭС. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными, внешними мероприятиями; они станут осознанными преобразованиями, проистекающими из глубинных потребностей и знания системы.
Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого па уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей. Если под таким углом зрения посмотреть на инновационные призывы, то окажется, что никаких существенно новых аспектов они не содержат. Зачастую нет и новых "рецептов" решения старых проблем. По большому счету подлинно инновационными можно признать лишь те идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого развития и предлагают не использовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов.
Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу "известно – неизвестно"), а также использования в педагогической практике (по принципу "было – не было") позволил отнести к общим педагогическим инновациям следующие:
1) не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации ЭП, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;
2) гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;
3) основанные на приоритетах духовности и новых идеях о механизмах воспитания подходы к организации и управлению эдукационными процессами;
4) технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.
Главные направления инновационных преобразований в эдукационной системе сосредоточены вокруг таких подсистем, как ЭС в целом, учебные заведения, педагогическая теория, учитель, обучаемые, педагогическая технология, ОГЛАВЛЕНИЕ, формы, методы, средства, управление, цели и результаты. По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о сущности, качестве и целесообразности инновационных нововведений.
Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие его уровни:
• низкий, включающий инновации, которые предполагают изменения в виде необычных названий и формулировок;
• средний, затрагивающий форму, но не сущность;
• высокий, предусматривающий изменение системы или ее главных компонентов по существу.
Нетрудно заметить, что лишь последний уровень представляет научную и практическую ценность. Остальные же только дезориентируют педагогическую теорию и практику, приносят дивиденды разве что инициаторам самих "инноваций". Процентное соотношение, складывающееся сегодня между выделенными уровнями, по некоторым оценкам, составляет 80: 17: 3.
Постоянно актуальной инновацией для отечественной эдукационной системы остается оптимизация – непрерывное совершенствование ЭС интенсивными и экстенсивными способами. Разработку этого направления возглавил в начале 1970-х гг. академик Ю. К. Бабанский, под руководством которого в стране развернулось массовое движение по совершенствованию учебно- воспитательной системы. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.
Оптимизация (от лат. optimum – наилучшее) – это процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В такой сложной, динамичной, многоплановой иерархичной системе, как педагогическая, существуют тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его – главная задача оптимизации. Она решается путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив.
Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия ЭС тем целям, для достижения которых она создана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других обстоятельствах, поэтому понятие оптимизации всегда конкретно. Оптимизации не может быть "вообще", она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр ЭС должен достичь оптимального значения в соответствии с поставленной целью.
Ю. К. Бабанский предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зовет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий[1].
Необходимо различать теоретическое и практическое направление оптимизации. В теоретическом аспекте синонимами понятия "оптимизация" являются расчет, сравнение, сопоставление вариантов. В практическом аспекте оптимизация означает инновацию, реорганизацию, перестройку ЭС, приведение ее в наилучшее для решения поставленных задач и имеющихся конкретных условий состояние.