Лекция 10. Земельный налог. Налог на имущество физических лиц
Земельный налог является местным прямым поимущественным налогом, порядок обложения которым регламентируется гл. 3I НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Он обязателен к уплате на территории муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулирование порядка обложения земельным налогом производится законами данных субъектов РФ.
Нормативные акты субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга), а также акты муниципальных образований могут определять налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога, условия и порядок применения налоговых льгот соответствующими налогоплательщиками.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании.
В соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ не являются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Данное освобождение обусловлено ограниченностью прав у соответствующих субъектов на использование объекта обложения земельным налогом, и как следствие – ограничение возможности получения доходов.
К объектам налогообложения относятся земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
Согласно ст. 11.1 ЗК УФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Часть земельных участков не признается объектами обложения в силу их использования в целях обеспечения обороноспособности и безопасности, для достижения иных общесоциальных целей, принадлежности к определенной категории земель, ограниченностью земельных участков в обороте (гражданском) и др. (п. 2 ст. 389 НК РФ)[1].
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ).
В целях ведения учета земель уполномоченными органами государственной власти определяется кадастровая стоимость земельного участка. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда речь идет об определении рыночной стоимости земельного участка[2]. В таком случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Порядок определения рыночной стоимости земельного участка регламентируется положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ[3].
Налоговая база определяется ежегодно в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Порядок определения налоговой базы различается для организаций и физических лиц – налогоплательщиков (табл. 3).
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, то налоговая база принимается равной нулю. В этом случае налог не уплачивается.
В НК РФ установлены некоторые особенности исчисления налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности (как долевой, так и совместной) (ст. 392).
Таблица 3
Порядок определения налоговой базы
Налогоплательщики-организации |
Определяют самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования |
Налогоплательщики – физические лица |
Определяют налоговые органы на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним |
Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями |
Определяют самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения |
Согласно ст. 396 НК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога предполагает, что:
– сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;
– представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления;
– налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 396 НК РФ. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом[4].
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются как НК РФ (верхний предел) (ст. 394), так и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В настоящее время налоговые ставки, определенные в НК РФ, составляют:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
– приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
– ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Кроме того, налоговые ставки могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от:
– категории земли;
– разрешенного использования земельного участка;
– места нахождения объекта налогообложения.
Налоговым периодом по уплате земельного налога является календарный год (ст. 393 НК РФ).
Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.
Вместе с тем представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Порядок представления отчетности по земельному налогу отличается для разных категорий налогоплательщиков (ст. 398 НК РФ).
Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждена приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения".
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые льготы по земельному налогу установлены п. 5 ст. 391, ст. 395 НК РФ, актами законодательных (представительных) органов власти муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Так, ряд категорий налогоплательщиков – физических лиц вправе уменьшить налоговую базу на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий).
Использование права на указанную льготу возможно лишь в случае его документального подтверждения.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения отдельные виды налогоплательщиков, деятельность которых имеет общесоциальную направленность (например, организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования), лица, для которых соответствующие земельные участки являются местом коренного обитания (физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов) и др.
Вместе с тем необходимо учесть, что согласно п. 9 ст. 396 НК РФ представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.