Лекция 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Поскольку логистические операции отличаются значительной географической разобщенностью, располагаются на площадках самой разной конфигурации с оригинальным рельефом, а каждая корпорации и фирма состоят из множества разных бизнес-структур (предприятий), то и не существует универсальной (типовой) организационной структуры логистики. Две фирмы, характеризующиеся нацеленностью на одинаковые рыночные сектора потребителей и объединенные отраслевой характерностью, могут избрать различные организационные формы своей деятельности.
Изучение эволюции организационного обеспечения логистического менеджмента, понимание принципов построения организационных структур прошлого и настоящего делает возможным выбор оптимальной структуры в будущем.
Использование информационных технологий для координации функций и целостного управления интегрированной деятельностью позволяет распределить ответственность за результаты работы в масштабах всей организации. Интеграция требует объединения логистики с другими сферами деятельности, такими как маркетинг и производство. Для достижения целостной организационной интеграции фирма должна объединить множество своих операционных возможностей в новые организационные блоки. Это означает, что традиционные функциональные подразделения должны слиться в единый процесс.
Первые три стадии построены па различных проявлениях функционального агрегирования, последующие ориентированы на слияние отдельных функций в единый процесс, или на интеграцию на основе общей информационной базы.
Организационная стадия функционального агрегирования - 1 приходится на конец 1950 - начало 1960-х гг. Сначала в операционные блоки объединялись две или более логистические функции без существенных изменений в общей организационной иерархии и охватывало как руководящий, так и рядовой состав организации. На этой стадии эволюции редко осуществлялась интеграция закупочных подразделений с подразделениями, занимающимися физическим распределением.
Как свидетельство признания потенциала развития логистики по пути интеграции в компании создают один или два объединенных операционных блока, целью которых в сфере маркетинга было улучшение обслуживания потребителей, а в сфере производства - повышение надежности снабжения материалами и комплектующими. Однако большинство традиционных подразделений, за редким исключением, не претерпело изменений, нет значительных перемен и в общей иерархической структуре организации.
На этой стадии лишь в немногих организациях предусматривалась ответственность за согласование действий между подразделениями, занимающимися транспортировкой и размещением запасов.
Организационная стадия функционального агрегирования - 2, которая в основном пришлась на конец 1960-х и начало 1970-х гг. Для нес характерно организационное выделение .кинетики как самостоятельной службы, сопровождаемое повышением ее статуса, полномочий и ответственности, что в целом способствовало увеличению возможности ее стратегического влияния па деятельность компании в целом. Независимый статус логистики позволяет позиционировать логистический менеджмент как ключевую сферу компетентности.
На этой стадии концепция полностью интегрированного логистического подразделения так и остается не реализованной: интеграционные процессы сосредоточены или па физическом распределении, или на управлении материальными ресурсами. Эта незавершенность преобразования логистического менеджмента в полностью интегрированную систему объясняется зацикленностью на выполнении таких функций, как обработка заказов или закупки, а также отсутствием межфункциональных логистических информационных систем. Как правило, степень организационной интеграции воплощает возможности информационных систем, которыми располагает фирма.
Организационная стадия функционального агрегирования - 3 проявилась в 1980-х гг., когда началось возрождение логистики. На этой стадии организация характеризуется стремлением к объединению всех логистических функций и операций под единым руководством, прослеживается устойчивая тенденция к группированию ряда логистических функций (как планово-координационного, так и оперативного характера) в единый блок с общим руководством и ответственностью. Цель состоит в стратегическом управлении всеми товарно-материальными потоками и запасами ради максимизации прибыли предприятия в целом. Информационные технологии усилили возможности планирования и оперативного управления структурами, в рамках которых достижима полная интеграция логистических операций.
Главные особенности этой стадии:
1) структурирование функциональных областей логистики в качестве отдельной операционной линии или бизнес-процесса. Выстраивание прямых цепочек соподчинения, полномочий и ответственности позволило объединить работу отдельных служб в общий интегрированный логистический процесс. Планирование и координация всех логистических операций в рамках интегрированной системы создает преимущества от объединения усилий (синергетический эффект);
2) функции, относящиеся к логистической поддержке, распределяются между соответствующими оперативными службами. Общая целевая ориентация этих служб обеспечивает механизм интеграции всех логистических операций;
3) в планировании логистических ресурсов задействован весь потенциал управленческой информации по планированию и координации операций, обработка заказов приводит в действие логистическую систему и генерирует необходимую для управления единую базу данных, что весьма облегчает интеграцию. На основе выявленных потребностей плановое подразделение обеспечивает слаженное функционирование производства путем согласования календарных планов выпуска продукции, планов загрузки мощностей и планов потребностей в материальных ресурсах;
4) планирование и контроль осуществляются на высшем уровне организации; группа планирования разрабатывает долгосрочную стратегию и отвечает за совершенствование и модернизацию логистической системы; подразделение логистического контроля занимается оценкой издержек и уровня сервиса, а также информационным обеспечением процесса принятия управленческих решений.
5) складывается единая схема производительного использования финансовых и человеческих ресурсов на всех стадиях логистической деятельности, начиная с разработки источников сырья и материалов и кончая поставкой продукции клиентам, что подводит фирму к необходимости управления взаимосвязями между закупками, материально-техническим обеспечением производства и физическим распределением.
Организационная стадия смешение акцента от функции к процессу - 4 своим появлением обязана трем факторам:
1) развитию в фирмах атмосферы коллективной сопричастности к общим результатам благодаря созданию самоуправляемых команд как средства повышения производительности труда;
2) повышению общей производительности в большей мере за счет управления процессами, чем функциями;
3) оперативному обмену достоверной информацией, делающему возможной интеграцию всех элементов организации. Информационная технология рассматривается как несущая конструкция нового делового предприятия, заменяющая организационную иерархию.
Требования, предъявляемые к управлению логистикой как процессом, имеют три аспекта:
- все усилия должны быть направлены на создание дополнительной стоимости для потребителей. Любая логистическая операция оправдана лишь в той мере, в какой она содействует наращиванию потребительной стоимости;
- организационная поддержка логистики как часть общего бизнес-процесса требует, чтобы все средства, необходимые для работы, были доступны независимо от их функциональной принадлежности. При горизонтальном структурировании основные навыки и ресурсы должны пребывать в постоянной готовности к выполнению требуемых операций;
- работа, организованная как целостный процесс, должна создавать синергетические преимущества. В рамках интегрированных систем планирование бизнес-процесса направлено на структуризацию организационных взаимосвязей, обеспечивающую максимальный результат при минимальных затратах.
Изменения, связанные с управлением логистикой как целостным процессом, превращали логистику в основную движущую силу всех нововведений в бизнесе, касаются ли они разработки новых продуктов, привлечения и исполнения заказов, доставки продукции потребителям и т.п. Общей тенденцией интеграции логистического процесса стало наращивание операционного потенциала и влияния логистики.
Организационная стадия (внеструктурная) - 5 протекает в настоящее время. Среди нескольких технологически осуществимых сценариев организации будущего одним из наиболее интересных является представление о том, что формализованная административно-командная иерархия может быть заменена неформальной электронной сетью, которую часто называют виртуальной организацией. В логистике это может выглядеть так: ключевые многофункциональные команды, связанные между собой через электронные каналы, сообща выполняют необходимые работы на интегральной основе. Эти команды могут быть "прозрачными" для формальной организационной структуры, в которую они входят. Иначе говоря, формальные организационные схемы могут не отражать действительные рабочие процессы и операционные потоки. На самом деле логистическим организациям будущего, видимо, будут свойственны функциональное дезагрегирование и стремление к концентрации на рабочих процессах, а не на структуре.
Для наиболее полного использования преимуществ информационных технологий нужны серьезные структурные преобразования и смена философии управления. Исторически сложившиеся в бизнесе административно-командные структуры с трудом поддаются модернизации. На деле многие убеждены, что радикальные изменения достижимы только в результате разрушения или дезинтеграции старых организационных структур.
Идея дезагрегирования опирается на предпосылку, что возможности информационных технологий обеспечат интегральное управление логистикой и функционирование логистической системы без группирования, или агрегирования, функций в формальные организационные подразделения. Ответственность за выполнение логистических операций будет организационно переложена на пользователей. Под пользователем в этом смысле подразумевается организация, нуждающаяся в транспортировке, складировании, управлении запасами или других логистических услугах для реализации своих хозяйственных целей. Превращение исполнителей логистических функций в интегральную часть организации-пользователя способствует наращиванию возможностей и гибкости логистики, а в конечном итоге ведет к общему повышению эффективности.
Есть немало аргументов и против функционального дезагрегирования. Главный и наиболее сильный из них связан с опасениями, что дезагрегирование чревато возвратом к жесткому разделению функций и недальновидной политике, характерной для фрагментарной логистики.
Учитывая перспективы развития технологий, разумно предположить, что известные нам сегодня формальные логистические организации едва ли сохранятся в будущем в их нынешней административно-командной форме. Дальнейший рост интеграции будет происходить главным образом за счет электронного обмена информацией и создания логистических сетей на неформальной основе. С помощью этих средств координации могут быть сохранены важнейшие преимущества интегрированной деятельности и налажен свободный обмен уникальными знаниями и навыками для максимальной стандартизации и рационализации работ. Все логистические операции независимо от того, кем, где и когда они выполняются, могут рассматриваться как часть неформальной логистической сети. Распространение общедоступной информации о потребностях и результатах деятельности при сохранении локального контроля открывает такие возможности для совершенствования логистической компетентности, которые значительно превосходят потенциал самой передовой сегодняшней практики.