Обеспечение этической и информационнопсихологической безопасности

Обеспечение информационно-психологической безопасности – это предотвращение или парирование опасностей и угроз, связанных с ИПВ на индивидуальное, групповое, массовое и общественное сознание, а также ликвидация последствий его целенаправленного негативного воздействия. При этом возрастает и принципиально изменяется роль человеческого фактора. Человек становится как активным создателем угроз, так и жертвой ИПВ. Выполнение функций по обеспечению информационно-психологической безопасности должно осуществляться государственной системой обеспечения информационно-психологической безопасности государства[1].

Сегодня не найдется человека, который был бы равнодушен к так называемым рекламным паузам на радио и ТВ во время той или иной передачи. Воспринимаются эти перерывы с досадой, порой – с раздражением. При этом можно просто отвлечься от передачи на несколько минут и переждать эту паузу. Но не так все просто, и не так безобидно для здоровья, как может показаться неискушенному радиослушателю или телезрителю. Именно реклама, разрушающая адаптивный ритм, логическую и семантическую целостность информационных потоков в лимбической системе, обеспечивает все более широкое распространение неврозов у слушателей и зрителей всех возрастов[2].

Меры обеспечения информационно-психологической безопасности должны включать профилактические и практические мероприятия, осуществляемые в интересах обеспечения безопасности от непосредственных угроз негативного ИПВ.

К общим профилактическим мероприятиям можно отнести формирование современного гуманистического по содержанию мировоззрения общества, а также психологическую подготовку населения и органов государственного управления. Прежде всего необходимо ощутить глубину связей между информационно-психологической безопасностью и мировоззрением человека и общества в целом.

Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов на окружающий мир, место и роль в нем человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу, а также соответствующие этому идеалы и убеждения, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения является существенным показателем зрелости не только личности, но и определенной социальной группы и общества.

Мировоззрение имеет значительный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Формируя мировоззрение теми или иными средствами и методами ИПВ, можно направлять каждого человека и общество в целом по определенному жизненному пути.

Мировоззрение придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Анализ современного мировоззрения общества показывает, что оно ориентировано на следующие основные приоритеты: бизнес, финансы, политика, экономика, техника, наука, образование, культура, нравственность. Таким образом, в указанной иерархии науке, образованию, культуре и нравственности отводится последнее место, хотя с точки зрения обеспечения информационно-психологической безопасности они должны играть более заметную роль. Нравственность, а следовательно духовность, мораль и этика оказались в хвосте прагматических потребностей общества. Это одна из характерных черт "цивилизации потребления", так называемого американского образа жизни.

С целью формирования современного мировоззрения, ориентированного на высокий духовный уровень всех граждан, должна проводиться обширная программа воспитательно-просветительных мероприятий по линии образования, культуры, искусства, литературы, СМИ, т.е. по каналам ИПВ, на сознание населения страны. В основе этой работы парадигма цивилизации XXI в. – "цивилизации риска и знаний".

Психологическая подготовка населения и органов государственного управления к возможным негативным ИПВ поможет исключить их катастрофические последствия (дезорганизацию, панику и т.п.). Для всех категорий населения актуальным является формирование навыков психофизиологической регуляции, индивидуальной и групповой информационно-психологической защиты. Умение управлять ресурсами своего организма по всем уровням его системной организации, включая психику, мышление, поведение будет способствовать укреплению физического и психического здоровья нации.

Под индивидуальной информационно-психологической защитой (информационно-психологической самозащитой) понимают использование разнообразных средств и способов изменения процессов информационно-психологического взаимодействия человека с различными социальными субъектами и информационной средой в целом для предотвращения или нейтрализации угрожающих факторов, способных нанести ему ущерб.

Знание своих индивидуально-психологических особенностей, общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием информационно- психологической и этической безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных и коммуникационных ситуациях. Обладающий необходимыми знаниями человек может самостоятельно создать первичный, относительно простой, но достаточно эффективный механизм индивидуальной информационно-психологической защиты в виде психологического барьера, изначального недоверия к тем потокам рекламно-пропагандистской информации, с помощью которой идет массированная обработка населения, и сформировать установку на необходимость использования соответствующих способов критического анализа поступающей информации.

Проведенные исследования показывают, что их участники сравнительно легко приобретают своеобразный "социально-психологический иммунитет" к негативным ИПВ, у них повышается самоконтроль собственных эмоциональных состояний в процессе общения и коммуникационного воздействия (в том числе с использованием СМИ).

Информационно-психологическая самозащита личности в первую очередь зависит от самой личности. Прилагает и хочет ли человек приложить определенные усилия для обеспечения собственной безопасности, для формирования эффективной системы самозащиты, или он готов быть послушной марионеткой у многочисленных манипуляторов сознанием и рабом информационных ловушек современного общества. Человек должен сам захотеть научиться обеспечивать собственную информационнопсихологическую безопасность, быть постоянно готовым защищать себя и близких ему людей. Для этого его надо в первую очередь обеспечить возможностями формирования необходимых знаний в обсуждаемой области.

Комплаентность человека (осознанное следование предписаниям, правилам поведения в соответствующей среде) должна быть избирательной. Избирательность эта должна быть осознанной для индивида по ее последствиям. Одним из основных приемов информационно-психологической самозащиты является использование базовых защитных установок, включая жизненные установки, при негативном информационно-психологическом воздействии на человека в различных информационно-коммуникационных ситуациях. Эти установки позволяют предотвратить или нейтрализовать угрожающие факторы, способные нанести ущерб.

Общие практические мероприятия по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации могут быть подразделены на правовые, организационно-технические и экономические.

К правовым мероприятиям обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации можно отнести:

– разработку нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационно-психологической сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации (недопущение противоправных ИПВ на индивидуальное, групповое, массовое и общественное сознание; обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации; запрет на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение и т.п.);

– уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов;

– определение статуса организаций, представляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;

– создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационно-психологической безопасности;

– разработка нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных ИПВ, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных воздействий.

В доктрине информационной безопасности РФ[3] особое внимание уделяется защите человека, коллективов и государства от произвола средств массовой информации, проблеме защиты общества от разрушающих его сознание потоков информации.

История человечества свидетельствует о том, что без применения методов принуждения и обоснованных прямых запретов предотвратить использование средств массовой информации в разрушительных целях невозможно. Методы принуждения по отношению к СМИ предусмотрены законодательством подавляющего большинства стран мира.

В соответствии с федеральным законодательством[4] СМИ "запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье...".

Предполагается, что при отлаженном судопроизводстве неотвратимость наказания в виде крупного штрафа или лишения лицензии является гарантией против использования СМИ в разрушительных целях. Государственный контроль за деятельностью СМИ должен регламентироваться специальными законодательными документами и призван обеспечить свободу мысли, свободу идейной борьбы между отдельными лицами, группами и слоями общества, надежно пресекая борьбу против общества и государства в целом.

В настоящее время во многих странах общепризнанно отрицательное влияние телевидения на людей, особенно на детей. Поэтому повсеместно нарастает волна протеста против "беспредела" ТВ. В нашей стране должны быть приняты законы о телевидении, которые предъявляют к нему следующие требования:

– давать правдивую, объективную и беспристрастную информацию;

– четко и определенно разделять информацию и мнение с точным указанием лиц или организаций, которые данное мнение высказывают;

– при сообщениях, по которым в обществе имеются разногласия, предупреждать о различии позиций социальных групп и общественных движений;

– на государственном телевидении всем парламентским партиям и фракциям предоставлять время для свободного изложения их программ и точек зрения пропорционально числу мандатов, а также другим политическим партиям и движениям, профсоюзам и ассоциациям согласно критериям, согласованным с наблюдательными советами;

– соблюдать право граждан, общественных и государственных организаций на опровержение неверной информации на том же канале и в то же время;

– устанавливать обязательные квоты для демонстрации отечественных произведений культуры, а также ограничения времени для показа рекламы в течение суток и в течение одного часа.

Необходима разработка эффективных законов, которые бы не позволяли втягивать в мистические и эзотерические группы и движения детей, подростков, людей с психическими нарушениями и отклонениями. Другое направление защиты – нейтрализация возможных негативных последствий при изложении в средствах массовой информации мистических и эзотерических учений.

В случае реализации информационно-психологических угроз необходимо выполнять как профилактические мероприятия, так и переходить к непосредственным защитным мероприятиям. К таким мероприятиям относятся: информационно-психологическая поддержка органов управления, информирование населения, оказание помощи пострадавшим, применение средств и методов защиты.

К организационно-техническим мероприятиям обеспечения безопасности человека и общества в Российской Федерации относятся:

• приоритет безопасности человека перед другими приоритетами в социальной, экономической, культурной области;

• ведущая роль человеческого фактора и человеческого потенциала в сфере безопасности;

• создание и совершенствование системы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации;

• усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационно-психологической сфере;

• создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;

• разработка, использование и совершенствование методов и средств регистрации (обнаружения) негативного информационно-психологического воздействия на человека, групповое, массовое и общественное сознание;

• введение определенных процедур проверки достоверности распространяемой информации;

• организация информационных потоков, направленных на парирование (в первую очередь упреждающее) и нейтрализацию информационно-психологических воздействий, которые могут оказать негативное влияние на людей;

• разработка технологий, методов и средств информационно-психологической защиты индивидуального, группового, массового и общественного сознания;

• совершенствование методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника;

• создание и совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации и др.

В случае реализации информационно-психологических угроз необходимо выполнять как профилактические мероприятия, так и переходить к непосредственным защитным мероприятиям. К таким мероприятиям относятся: информационно-психологическая поддержка органов управления, информирование населения, оказание помощи пострадавшим, применение средств и методов защиты.

Важным условием информационно-психологической безопасности личности является устойчивость личности к различным информационно-психологическим воздействиям, что проявляется в избирательности при выборе информации в результате ее критического анализа, умении оценивать негативные и противоречивые воздействия. Это предполагает определенный уровень развития сознания, сформированность определенных когнитивных структур.