Объект и предмет патопсихологии
Объектом патопсихологии являются патологические состояния мозга.
Предмет патопсихологии составляет изменение психической деятельности при патологических состояниях мозга в сопоставлении с нормой.
Задачи и место патопсихологии в системе наук
Иногда патопсихологу приходится решать задачи, традиционно относящиеся к компетенции психолога, работающего в специальном образовании: например, давать оценку обучаемости ребенка при установлении или снятии диагноза "умственная отсталость".
Другая задача патопсихологии - получение дополнительных данных о психическом состоянии больного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Специальное экспериментально-психологическое исследование помогает выявить многие признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь. Устанавливая структуру нарушенной познавательной деятельности и личности, патопсихологическое исследование предоставляет клиницисту дополнительные данные, необходимые для диагностики заболевания.
Еще одной важной задачей, которую решает патопсихолог, является проведение экспериментально-психологического исследования с целью психиатрической экспертизы (трудовая, воинская, судебная). В ходе подобного экспертного исследования психолог может решать задачу либо установления структуры нарушений и их соотношения с сохранными сторонами психической деятельности, либо дифференциальной диагностики. Сложность такого исследования для психолога заключается в том, что больной заинтересован в результатах исследования, а поэтому он может преуменьшать выраженность болезненных нарушений (диссимуляция), усиливать тяжесть имеющихся нарушений (аггравация) или даже симулировать болезненные проявления психики, для того чтобы избежать ответственности или получить инвалидность.
Следующей задачей патопсихолога становится исследование измененной психической деятельности под влиянием терапии. В этих случаях неоднократное исследование больного однотипным набором методик позволяет установить динамику изменений психики под воздействием лечения и таким образом продемонстрировать его эффективность.
На рис. 1 показана связь патопсихологии с другими отраслями наук.
Связь патопсихологии со специальной психологией подробно описана в первой задаче патопсихологии (патопсихолог дает оценку обучаемости ребенка при подозрении на умственную отсталость).
Связь патопсихологии с клинической психологией и психопатологией описана во второй задаче патопсихологии: патопсихолог осуществляет помощь врачу в выявлении признаков психических нарушений.
В третьей задаче патопсихологии охарактеризована связь патопсихологии с юридической психологией и психологией труда. Например, проведение экспериментально-психологического исследования с целью психиатрической экспертизы.
В четвертой задаче выявлена связь патопсихологии с психотерапией и психиатрией (исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии).
Патопсихология связана с общей психологией: исследуя психологию людей с психическими нарушениями, можно лучше понять психологию нормальных людей. Например, изучение лиц, страдающих аутизмом (основная патология при этом заболевании - это нарушение нормальной коммуникации), помогает оценить влияние нормальной коммуникации на развитие личности.
Рис. 1. Связь патопсихологии с другими науками
Структура патопсихологии
В структуре патопсихологии выделяют теоретическую и прикладную патопсихологию:
o теоретическая (академическая) патопсихология изучает общие закономерности изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга в сравнении с нормой. Ее цель - оказание помощи в понимании процессов, происходящих при патологических состояниях мозга;
o практическая (прикладная) патопсихология отвечает потребностям практики при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств и т.д.
В качестве другого основания выделения отраслей патопсихологии предлагают учитывать возрастные особенности. Различают следующие отрасли патопсихологии:
o дошкольная патопсихология;
o патопсихология младших школьников;
o патопсихология подростков;
o юношеская патопсихология;
o патопсихология взрослых;
o патопсихология людей пожилого возраста.