Объекты интеллектуальной собственности
К объектам интеллектуальной собственности относятся: литературные, художественные и научные произведения; исполнительская деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения; промышленные образцы, научные открытия, а также закрытая информация и защита от недобросовестной конкуренции.
Интеллектуальная собственность включает три категории объектов•.
• объекты авторского права и смежных прав;
• объекты патентного права;
• маркетинговые обозначения.
Между ними существуют различия, которые заключаются в следующем:
• права на объекты авторского права и смежных прав возникают с момента их создания;
• права на объекты промышленного права возникают с момента их регистрации и получения охранных документов.
В передовых странах интеллектуальная собственность приносит доход. Например, доход от продажи интеллектуальной собственности в бюджете США больше, чем от продажи автомобилей. А доходы от использования прав на результаты интеллектуальной деятельности в пересчете на одного жителя достигают 151 долл, в США и 81 долл, в Японии. В России этот показатель равен нулю. В условиях курса на инновационное развитие экономики нашей страны эта проблема приобретает особую актуальность и значение.
Интеллектуальная собственность в отличие от других видов собственности (движимой — автомобили, механизмы и пр. и недвижимой — земля, строения и пр.) является категорией невещественной, неосязаемой, но она связана с идеями, которые можно воплощать в осязаемые объекты неограниченное число раз (книги, картины, машины и пр.). Интеллектуальная собственность заключается не в этих вещественных воплощениях, а в реализованной в них информации.
Дуализм интеллектуальной собственности
Продукты интеллектуальной деятельности находятся в голове человека, составляют его культурный капитал, они могут храниться в его памяти, а могут получать материальное выражение в произведениях. Результаты творческой деятельности, воплощенные в материальных объектах культуры (например, в примитивных рисунках древних людей), начинают объективно существовать независимо от своего создателя. Они могут стать товаром. В любом товаре (например, мобильном телефоне) воплощены идеи и научные разработки.
В большинстве случаев одни люди создают идеи, а другие люди эти идеи воплощают в товарах. Идеи, созданные человеком, воплощаются в материальных объектах, доступных другим людям. Носителем идеи может быть музыкальный диск или текст в Интернете. Принцип дуализма имеет два следствия
Следствие 1. "Правообладатель нематериального объекта интеллектуальной собственности является его собственником, но может быть собственником товара, в котором этот объект воплощен". Правообладателем является сам автор (по факту создания произведения, например книги), но также издательство, которое становится собственником произведения, печатает его и продает книги торговым организациям. Другими словами, интеллектуальная собственность, созданная автором, принадлежит издательству, а книги, в которых воплощено произведение, принадлежат другим лицам (торговым организациям).
Следствие 2. Владелец товара является его собственником, но интеллектуальная собственность, воплощенная в товаре, ему не принадлежит. Любой человек, приобретший книгу, становится собственником товара, но не собственником объекта интеллектуальной собственности, которая в нем воплощена. Интеллектуальная собственность принадлежит автору или издательству (в зависимости от условий договора, который они заключили).
Таким образом, собственник товара (покупатель) не является полным собственником. Он может продать, подарить, выбросить книгу, но он не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности, поскольку право на этот объект ему не принадлежит.
Этот дуализм интеллектуальной собственности говорит, что одно дело — использовать товар по его назначению, другое — использовать объект интеллектуальной собственности, воплощенный в товаре.