Объект

Представления об объекте сравнительной педагогики претерпели определенную эволюцию. Его трактовка на протяжении двух столетий изменилась от понимания как области исследования отдельных характеристик школьных систем до изучения закономерностей развития педагогики и образования в различных регионах и в мире.

До начала XX в. объект сравнительной педагогики был ограничен исключительно феноменами образования. Одним из первых ученых, кто отошел от такой традиции, был И. Кэндл. Он считал необходимым расширить понимание объекта сравнительно-педагогических исследований, исходя из понимания, что глубокое осмысление национальных образовательных систем невозможно без изучения их идейных основ и вопросов педагогической теории.

Изначально в объекте сравнительной педагогики был заложен приоритет европейских ценностей, в особенности Запада. Подобный приоритет в значительной мере сохраняется. Так, в 1960-х гг. в сравнительной педагогике пользовалась популярностью "теория модернизации", которая в числе прочего предусматривала повсеместное воспроизводство западной модели образования. Многие западные и российские компаративисты продолжают видеть мировую педагогику и школу сквозь призму ценностей европейской цивилизации. Движение образования к светскому, гуманистическому, либеральному и индустриализированному обществу европейского типа приравнивается к прогрессу. Внимание многих педагогов-компаративистов продолжает концентрироваться на системах образования такого типа; отношение к другим системам образования выражается в оценках степени их продвижения к европейским образцам. Подобная тенденция отражается в рассмотрении "неевропейских наций" как отставших в своем развитии и предположениях, что они должны пойти в сфере образования по западному пути. Такой взгляд исповедуют не только многие западные ученые, но и ряд компаративистов Японии, Индии, стран "третьего мира".

Начиная с 1970-х гг. приоритет европейских ценностей в объекте сравнительной педагогики подвергается резкой критике. Так, китайский компаративист Гу Мингуан считает, что сравнительной педагогике "пора признать культурное разнообразие мира", учитывать, что "западная цивилизация – не аналог, а один из типов мировой цивилизации и что педагогическую компаративистику существенно обогатит изучение традиции восточных цивилизаций (в частности конфуцианство), обратившись к которой сравнительная педагогика существенно расширит поле исследований.

В современной педагогической компаративистике приоритет западных ценностей во многом изжит. Панорама исследований заметно увеличилась за счет изучения педагогических и образовательных ценностей восточных цивилизаций.

В итоге объектом сравнительной педагогики следует рассматривать школьные и неинституционные структуры образования, практическую деятельность в сфере воспитания и обучения, педагогические идеи, концепции и теории. Объектом могут быть как особенности отдельных систем образования, так и сопоставительное изучение нескольких национальных систем. Объект одновременно национален и интернационален, поскольку зарубежный опыт всякий раз рассматривается сквозь призму и приоритеты отечественного образования. Присутствие в объекте национальной и интернациональной составляющих означает внимание к тенденциям и закономерностям развития образования и педагогической науки в национальном, региональном и глобальном измерениях, достоинствам и изъянам международного школьно-педагогического опыта, отдельных систем образования, формам и способам взаимообогащения национальных педагогических культур.