Объединения фирм
Объединения фирм как юридических лиц в российской экономике представлены достаточно широко, что связано с высоким уровнем развития кооперационных связей, доставшихся по наследству от плановой экономики. Кроме того, объединения фирм позволяют значительно усилить конкурентные преимущества, что очень важно не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
На основании ст. 121 ГК РФ, коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. К объединениям фирм относятся ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании и др.
Организация и деятельность объединений фирм должны строиться на следующих основных принципах:
– добровольность объединения на основе общности экономических интересов;
– равноправие участников совместной деятельности;
– свобода выбора организационной формы объединения;
– самоуправление участников и объединения в целом;
– организация отношений между участниками на договорной основе.
Фирмы, входящие в состав объединения, сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении входящих в него предприятий и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями. Рассмотрим холдинги и финансовопромышленные группы более подробно, поскольку они являются эффективными и активно развивающимися формами объединений фирм в России.
■ Холдинг – это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний.
Холдинговые системы включают в себя головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. При этом материнская компания, располагая 5% акций дочерних фирм (на практике достаточно и меньшей доли акций), эффективно контролирует их деятельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающей принадлежащую ей фактически. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний. В качестве примера эффективного функционирования холдингов в российской экономике можно отметить холдинг "ФосАгро", который является одним из влиятельных федеральных рыночных агентов. Это вертикально интегрированная компания, осуществляющая полный цикл производства от добычи фосфатного сырья до выпуска удобрений, кормовых фосфатов, фосфорной кислоты. Кроме того, "ФосАгро" реализует ряд инвестиционных проектов в Северо-Западном регионе России.
Важнейшей тенденцией сегодня является создание медиахолдингов за счет объединения активов крупных фирм различного рода деятельности. Например, медиахолдинг "Эксперт" представляет собой разветвленную международную издательскую и исследовательскую группу. В нее, кроме общенационального делового журнала "Эксперт", входят четыре российских региональных издания: "Эксперт Северо-Запад", "Эксперт Урал", "Эксперт Сибирь" и "Эксперт Волга", а также зарубежные издания группы – "Эксперт-Казахстан" и "Эксперт-Украина". В группу "Эксперт" входят также Рейтинговое Агентство "Эксперт РА", маркетинговое агентство "Эксперт-Дата", Аналитический центр и Инновационное бюро "Эксперт". Стратегические цели медиахолдинга "Эксперт" – реструктуризация активов, реорганизация системы управления компаниями и проектами, усиление их интеграции для повышения финансовой эффективности и уровня капитализации[1]. Другой пример – медиахолдинг РЕН ТВ, который объединяет 1114 независимых вещательных и кабельных компаний в России, странах СНГ и Балтии. Основным его акционером является "Национальная Медиа Группа" (68%), куда, помимо РЕН ТВ, входят газета "Известия", ТРК "Петербург – Пятый канал". Акционером медиахолдинга РЕН ТВ с первых дней ее основания является также немецкая компания "РТЛ Русланд" (30%)[2].
■ Финансово-промышленные группы (ФПГ) – это форма объединения юридических лиц в целях получения конкурентного преимущества на рынке товаров и (или) услуг.
ФПГ начали формироваться в российской экономике в 1990-е гг., когда предприятия и организации оказались в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими участниками рынка. Среди основных возможностей образования ФПГ целесообразно отметить следующие:
– на основе договорного объединения частных предприятий;
– по решению Правительства РФ с участием государственных предприятий;
– по межправительственным соглашениям.
Финансово-промышленные группы в Российской Федерации
создаются в целях привлечения инвестиций, восстановления кооперированных и технологических связей между предприятиями, повышения эффективности производства. Отличительными признаками ФПГ, как правило, являются следующие:
– сердцевиной группы обычно служит финансовая компания (банк, Сбербанк, страховая компания);
– иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
– важную роль играет участие промышленной составляющей, которая представлена предприятиями различных отраслей или секторов национальной экономики.
ФПГ объединяет три типа фирм:
– производственно-промышленные (предприятия и концерны);
– торговые фирмы (торговые дома, оптовые и розничные магазины, транспортные и другие посреднические фирмы);
– кредитно-финансовые организации (банки, пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании).
Такое объединение обеспечивает серьезное конкурентное преимущество не только среди производителей продукции, но и среди других конкурентов на пути движения товара к покупателю (в том числе послепродажного обслуживания). Основой преимущества является восстановление хозяйственных связей на базе кооперированного производства и внутрикорпоративной специализации.
В современной российской экономике активно развиваются отраслевые, региональные и транснациональные ФПГ (рис. 3.2).
■ Отраслевые:
– в химической и нефтехимической промышленности: "Нефтехимпром", "Русхим", "Эксохим", "Волжская компания", "Восточно-Сибирская группа", "Интерзимпром", "Арамиды и технологии", "Нива Черноземья", "Демидовский стиль", "Интеррос";
Рис. 3.2. Виды финансово-промышленных групп[3]
– в строительстве: "Объединенная промышленно-строительная компания", "Средуралстрой", "Приморье", "Жилище", "Росстро";
– в агропромышленном комплексе и производстве сельскохозяйственной продукции: "Сибирь", "Зерно-мука-хлеб", "Центр-Регион", "Союзагропром", "Единство", "Каменская агропромышленная финансовая группа", "Ведовская", "Корпорация Травсредуралпродукт";
– в черной металлургии: "Объединенная горно-металлургическая компания", "Носта-Трубы-Газ", "Магнитогорская сталь", "Металлоиндустрия", "Вторметинвест", "АтомРудМет", "Тульский промышленник";
– в цветной металлургии – "ТаНАКо", "Интеррос";
– в автомобилестроении (включая выпуск сельхозмашин и оборудования): "Сибагромаш", "Нижегородские автомобили", "Донинвест";
– в общем машиностроении: "Святогор", "РОССА-ПРиМ", "Специальное транспортное машиностроение", "Тяжэнергомаш", "Точность", "Гормашинвест", "Контур";
– в пищевой промышленности: "Сибирь", "Зерно-мука-хлеб", "Центр-Регион", "Союзагропром", "Единство", "Каменская агропромышленная финансовая группа", "Ведовская";
– в легкой промышленности: "Трехгорка", консорциум "Русский текстиль", текстильный холдинг "Яковлевский", "Русская меховая корпорация", "Союзпроминвест";
– в приборостроении и радиоэлектронике: "Уральские заводы", "Сибирь", "РОССА-ПРиМ", "Точность", "Авангард", "Промприбор", "Оптроника", "Оборонительные системы";
– в лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности: "Вятка-Лес-Инвест", "Славянская бумага", "Металлоиндустрия", "Кузбасс", "Эльбрус", "Российский алмазный союз";
– в самолетостроении: "Российский авиационный консорциум", "Двигатели НК", "Авико-М", "Аэрофин";
– в судостроении: "Скоростной флот", "Морская техника", "Дальний Восток";
– на базе оборонных производств: "Точность", "Специальное транспортное машиностроение", "Оптроника", "Оборонительные системы" и др.;
■ региональные: Самарские "Волгопромгаз", "Волгабурмаш", ГК "Сок" (сотрудничающая с "АвтоВАЗом"); Ростовские "Русинкор" (включая Новочеркасский завод синтетических материалов), "Донинвест" (включая Ростовский завод грузовых автомобилей); Санкт-Петербургская ФПГ "Росстро" и др.;
■ транснациональные: "Нижегородские автомобили", "Славянская бумага", "Аэрофин".
Объединения фирм хорошо зарекомендовали себя с точки зрения выживания во время кризиса, так как фирмы, входящие в объединение, больше доверяют друг другу, чем внешним партнерам. Кроме того, перераспределение аккумулированных ресурсов в связи с изменившейся рыночной конъюнктурой происходит быстрее и эффективнее, чем у отдельных фирм-партнеров.