Объединение Германии
Раздельное существование германских государств продолжалось относительно недолго. В результате глубоких изменений, прошедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны. Во второй половине 1980-х гг. ГДР, как и другие страны социалистического лагеря, находилась в условиях глубокого социально-экономического и политического кризиса. Все активнее звучали требования открытия границ и политических перемен в стране. В мае 1989 г. после открытия австро-венгерской границы через Венгрию начался массовый выезд восточных немцев в ФРГ. В результате этих событий после бессменного 18-летнего правления ушел со своего поста председатель Государственного совета и Генеральный секретарь Социалистической единой партии Германии Э. Хоннекер. В ноябре, после массовых демонстраций народа, в которых принимало участие до 1 млн человек, власти ГДР были вынуждены открыть границы. Вслед за этим был утерян контроль над политической и экономической ситуацией в стране. В повестку дня ставится вопрос об объединении Германии.
Правительства Г. Коля (ФРГ) и Г. Модрова (ГДР) рассматривали возможное объединение как относительно продолжительный процесс на основе договорного процесса. Мыслилось, что переходный период продлится два-три года.
Канцлер ФРГ Гельмут Коль выступил в западногерманском бундестаге с программой из 10 пунктов, посвященной развитию отношений между обоими германскими государствами. Эта программа состояла из перечня постепенно осуществляемых мер укрепления сотрудничества двух немецких стран, обещания немедленной конкретной помощи ГДР в гуманитарной сфере, в частности создания валютного фонда для финансирования поездок восточных немцев к западным (ФРГ еще в 1983–1984 гг. стала одним из главных кредиторов ГДР), предложения о создании договорного немецкого сообщества с новыми совместными институтами и расширением функций уже имеющихся. Подтверждая необходимость развивать и углублять сотрудничество с ГДР, канцлер высказывал намерение создать в будущем конфедеративное объединение Германии.
Осуществление программы оговаривалось рядом условий: ГДР должна была в обязательном порядке решиться и необратимо начать "принципиальные перемены политической и экономической системы". Это означало достижение государственным руководством ГДР с оппозиционными группами соглашения об изменении конституции, новом законе о выборах с участием несоциалистических партий и пр.
Планы постепенного объединения обоих государств были выдвинуты и главой правительства ГДР Г. Модровым. Реализация этих планов должна была создать с наименьшими потерями и более совершенным законодательством действительно новое Германское государство. Указывалось на положительный опыт системы всеобщей трудовой занятости в ГДР, на достижения в сфере народного образования, беспримерные результаты в спорте и пр. Все планы, находившие понимание у социал-демократов ФРГ, под напором реальных событий были отброшены.
18 мая 1990 г. был заключен договор об экономической, валютной и социальной унии. В результате марки ГДР были заменены марками ФРГ, ставшими единым платежным средством на территории двух еще параллельно существующих немецких государств. При этом в ГДР сохранялся прежний уровень заработной платы, стипендий, пенсий, квартирной и арендной платы за жилье и гарантировались денежные вклады населения. Денежная реформа стала сокрушительным ударом по экономике ГДР, привела к росту задолженности ее предприятий. В целях снижения накала оппозиционных настроений в ГДР были повышены размеры пенсий, частично погашен дефицит государственного бюджета, создан специальный фонд помощи экономике ГДР и пр.
В августе 1990 г. был заключен договор об избирательной унии, согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась "единая избирательная территория", на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам ФРГ.
Народная палата ГДР 23 августа 1990 г. приняла решение о присоединении к ФРГ, 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами, а 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно договору ГДР как государство ликвидировалось, а пять воссоздаваемых на ее территории земель с 3 октября 1990 г. включались в состав ФРГ. Государственная система ГДР демонтировалась, на территорию Восточной Германии распространилось действие конституции ФРГ. В договоре были закреплены также признание земельной реформы, осуществленной еще в годы правления советской военной администрации, и предоставление жителям ГДР права пользоваться благами системы социального обеспечения ФРГ. При этом особо оговаривалось, что вся собственность, конфискованная в период оккупации Советской Армии с мая 1945 по 1949 г., возврату не подлежит.
Вместе с тем, стороны соглашались с настоятельной необходимостью возвращения частной собственности прежним владельцам за счет "реорганизации общественного имущества", при этом возможность компенсации за потерянную собственность признавалась лишь в случае невозможности ее возврата. Однако такие вопросы, как порядок оказания финансового и экономического содействия развитию новых земель, оставались нерешенными. Возникли проблемы и с разгосударствлением "народных предприятий" ГДР, так как еще не были выработаны нормы, регулирующие деятельность ведомства по опеке над ними, о способах компенсации за национализированное в свое время имущество и пр.
При подписании и последующей ратификации договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г. вообще не вносились предложения о разработке новой конституции. Создатели основного закона ФРГ 1949 г. рассматривали себя в качестве представителей всего населения бывшей Германии, создавших его, как указано в преамбуле, в целях сохранения национального и государственного единства, и за тех немцев, "которым было отказано в сотрудничестве". Основной закон содержал призыв ко всему германскому народу "путем свободного самоопределения осуществлять до конца единство и свободу Германии". В ст. 146 подчеркивался переходный характер основного закона, предполагалось прекращение его действия "в день, когда вступит в действие Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа", но в текст основного закона была включена впоследствии ст. 23, предусматривающая вступление конституции в силу и "в остальных частях Германии... по их присоединении".
В сентябре 1990 г. состоялась конференция министров иностранных дел четырех великих держав (СССР, США, Англия, Франция), Западной и Восточной Германии, призванная обеспечить внешние условия объединения. Итоговый документ конференции зафиксировал незыблемость границ Германии, запретил
ФРГ производить, владеть и распоряжаться оружием массового уничтожения, обязал сократить вооруженные силы ФРГ и потребовал, чтобы с ее территории "исходил только мир". В то же время был признан полный суверенитет ФРГ во внутренних и внешних делах.
Трудности объединительного процесса выявились очень скоро, как и политические, экономические, социально-психологические различия Запада и Востока Германии, которые оказались более стойкими, чем предполагалось ранее. Восстановление хозяйственной жизни, которая десятилетиями формировалась в ГДР на основе затратной экономики, требовало колоссальных денежных вливаний. Не исчезала и определенная социально-психологическая несовместимость восточных и западных немцев, которая уходит своими корнями не только в период 40-летнего господства социалистической идеологии в ГДР, но и в более отдаленную историю страны, с ее многовековой раздробленностью.