Нужен инвестиционный рост
– Ныне ключевая ставка ЦБ на одном уровне 1,5 года, а темп роста экономики за этот период упал с 4,3 до 1,3%. Получается, между ставкой и реальным сектором нет никакой связи или, наоборот, ставка высока и это экономику затормозило?
– Хочу обратить внимание, что это утверждение ровно противоположно тому, что вы перед этим говорили по поводу ликвидности – когда нас, но сути, ругали за сохранение ставки на слишком низком уровне с точки зрения удержания валютного курса. Теперь, оказывается, ставка слишком высокая. Нет в жизни совершенства. (Смеется.)
– Да, и никакого единообразия: к ЦБ много разносторонних претензий.
– Давайте опять же вернемся к основам денежно-кредитной политики. Обычно центробанки используют свою процентную политику для стимулирования экономического роста в случае циклических кризисов, т.е. когда падение темпов роста происходит за счет факторов спроса, а не факторов предложения, когда оно сопровождается существенным ухудшением ситуации на рынке труда и когда возникает угроза резкого замедления инфляции или дефляции. В таких случаях цели ЦБ по экономическому росту и по инфляции совпадают, у ЦБ возникают стимулы инфляцию повышать, он ослабляет политику, что влияет на спрос и на экономический рост.
В российской экономике действительно в последний год произошло очень серьезное замедление темпов экономического роста, при том что ситуация на рынке труда оставалась достаточно стабильной и даже продолжала улучшаться до совсем недавнего времени. Я специально встречалась со специалистами по рынку труда, чтобы обсудить: вот это небольшое ухудшение, которое в последнее время наблюдается, – это возврат к нормальности от ситуации почти что перегрева или это действительно ухудшение? Они склоняются к тому, что эго скорее возврат к нормальной ситуации. То есть мы не видим значимых проблем на рынке труда. И мы видим инфляцию, которая как минимум не падает: в сравнении с периодом годом ранее она почти не изменилась, по сравнению с началом осени годовая инфляция выросла; базовая инфляция не снижается. При этом серьезно замедлился выпуск. Это значит, что мы, видимо, имеем дело со структурным замедлением. И в этом случае пытаться влиять на экономический рост через политику ЦБ может быть контрпродуктивно: на темпы роста экономики мы не повлияем, а инфляцию раскрутим.
Причем такую же картину мы видим в самом широком круге стран: в Бразилии, где, возможно, уже началась рецессия, в Мексике, в Южной Африке. В России к торможению привели, по нашим оценкам, несколько факторов. Фактор внешнего спроса перестал быть стимулом для роста внутреннего спроса, цены на нефть стабильны, на некоторые другие товары экспорта – снизились. Экономика достигла докризисных значений – соответственно, фактор восстановительного роста больше не работает. Нужен инвестиционный рост. Видимо, в текущей ситуации у инвесторов недостаточно понимания, куда и как можно инвестировать.
– То есть ставки, стоимость кредита инвестициям сейчас не мешают, мешают другие факторы?
– В такой ситуации, как сейчас, ставки и стоимость денег, очевидно, не самый главный фактор. Более того, банки же в последнее время снизили процентные ставки, а всплеска какой-то кредитной активности при этом не видно. Значит, проблема более комплексная. И когда ставка ЦБ – 5,5%, а конечная ставка для заемщика – 15%, то очевидно, что те 9,5%, которые посередине, объясняются достаточно широким кругом других проблем немонетарного характера. Тог факт, что ситуация на рынке труда спокойная, говорит о том, что демография и вообще специфика рынка труда – один из ограничивающих факторов экономического роста: теперь возможности для роста просто за счет создания новых рабочих мест закончились. Нужно перемещать рабочую силу с плохих рабочих мест на хорошие, это процесс гораздо более сложный, чем просто задействование свободной рабочей силы.
– ЦБ, судя по ухудшению прогноза, никаких позитивных изменений не ждет?
– Наш прогноз роста ВВП на 2014 г. был около 2%, теперь – 1,5-1,8%. Ухудшение прогноза в значительной степени связано с плохими результатами прошлого года. Тем не менее мы прогнозируем ускорение темпов роста в сравнении с 2013 г. по ряду причин: завершение цикла сокращения запасов, улучшение со стороны внешнего сектора. Вклад потребления, по нашим оценкам, будет снижаться. Прогноз на два – три года вперед у нас остался, каким и был: экономика выходит на темпы роста в районе 2%. Мы достаточно консервативно оцениваем ситуацию со структурными реформами, с реформами по улучшению инвестиционного климата. Кстати, политику по снижению инфляции и по переходу к инфляционному таргетированию мы рассматриваем как свой вклад в проведение институциональных реформ. Низкая инфляция и более предсказуемая, понятная политика – это то, что ЦБ может сделать для повышения привлекательности нашей страны для инвестиций.
– Недоделанность остальных институциональных реформ вам в этом не мешает?
– Нам – не так сильно, но она, скорее всего, мешает тому, чтобы темпы экономического роста быстрее возвращались к каким-то более высоким и привычным значениям. Но это дает и надежду, что правительство может повлиять на ситуацию. Проведение институциональных реформ может способствовать изменению ситуации достаточно кардинально и быстро. У меня большой опыт в прогнозировании, и я могу сказать, что перелом тренда редко кто способен спрогнозировать, и он вполне может произойти неожиданно.
Беседовала Ольга Кувшинова
Источник: Ведомости. 2014. 24 февр.
3. Правило Тейлора для закрытой экономики. Американский экономист Дж. Тейлор разработал правило ЦБ (названное в его честь), которое позволяет одновременно наблюдать поведение инфляции и реального выпуска.
Теоретической базой данного правила послужила количественная теория денег в ее классической версии. Вспомним, как функционируют деньги в классическом уравнении:
Эмпирические наблюдения показывают, что скорость обращения денег не является постоянной, как считалось ранее, а является функцией от дохода и ставки процента:
То есть количественное уравнение можно записать в таком виде:
Откуда можно решить данное уравнение для номинальной ставки процента:
Это и есть компоненты правила Тейлора.
Согласно данному правилу центральный банк должен таким образом изменять денежную базу и (или) предложение денег, чтобы достичь цели контроля ставки процента:
где r – реальная ставка процента в экономике, представляющая собой предельную производительность капитала; πt – текущий темп инфляции; π* – целевой уровень инфляции; – разрыв ВВП, расхождение между текущим выпуском и потенциальным объемом производства.
Обязательное условие: . В противном случае монетарная политика может стать противоречивой. Например, пусть и текущий темп инфляции превышает целевое значение:. Логика кредитно- денежной политики подсказывает, что здесь необходимо увеличивать номинальную ставку процента для снижения предложения денег и инфляционного давления на экономику. Однако при таком коэффициентеЦБ должен уменьшать процентную ставку, что вызовет еще большее отклонение темпов инфляции от установленной цели.
Параметры и показывают, в какой степени ЦБ заинтересован в достижении целей инфляции, с одной стороны, и целей занятости и выпуска – с другой.
Если , ЦБ в большей степени обеспокоен инфляцией, чем безработицей.
Если , ЦБ преследует цель контроля инфляции.
Если , ЦБ преследует цель стабилизации выпуска.
Правило Тейлора исходит из того, что экономика должна стремиться к состоянию полной занятости и минимального (нулевого) уровня инфляции. Полная занятость и отсутствие инфляции означают, что цена денег зависит только от реальной производительности капитальных ресурсов, выражаемой реальным уровнем ставки процента. В этом случае центральному банку достаточно поддерживать номинальную ставку на ее реальном уровне – и экономика будет развиваться эффективно сама собой. Когда же экономика отклоняется от такого оптимального состояния, центральный банк корректирует экономическое развитие с помощью номинальной процентной ставки.
Заметим, если в долгосрочном периоде выпуск находится на уровне полной занятости: у = у* и целевая инфляция равна нулю: π* = 0, правило Тейлора редуцируется до уравнения Фишера: it = r + πt. Это еще раз подтверждает классическую базу данного правила.
Правило Тейлора представляет собой правило, "действующее против ветра". Когда в экономике наблюдается подъем и выпуск растет быстрыми темпами (у ↑), правило требует сдерживающей монетарной политики: i ↑. Когда же наступает кризис и спад производства (у ↓), монетарная политика должна быть стимулирующей (i ↓) для поддержания экономики.
Практика государственной политики
Эмпирические исследования правила Тейлора проводились в США за ряд лет. Эти исследования позволили оценить параметры данной политики. Результаты эконометрического анализа таковы:
США, 1960–1979 гг.:
США, 1987-1997 гг.:
Мы видим, что Федеральная резервная система (Центральный банк США) по-разному подходила к проведению монетарной политики в разные годы. Изменялась базовая ставка процента, от которой ФРС вела отсчет, а также коэффициенты значимости экономических показателей инфляции и реального выпуска. Однако это правило оказало позитивное влияние на экономику, поскольку в эти периоды инфляция была минимальной.
4. Таргетирование ВВП. Помимо трех главных видов таргетирования центральный банк может изменять денежную массу в зависимости от уровня и (или) темпов роста реального или номинального ВВП. В этом случае количественный показатель выпуска служит главным ориентиром, якорем для деятельности ЦБ. Номинальный ВВП легче отслеживать, что позволяет быстрее и оперативнее реагировать на любую экономическую ситуацию. Контроль за уровнем и (или) динамикой реального ВВП означает, что ЦБ проводит мониторинг уровня безработицы и занятости в экономике.
Таргетирование номинального и реального ВВП основано на уравнении количественной теории денег.
При ориентировке на номинальный ВВП (У|ЮТ) ЦБ регулирует денежную массу по принципу . А так как, как правило, скорость обращения денег стабильна и изменяется только на протяжении длительных периодов времени, то прирост денежной массы сориентирован на прирост номинального выпуска:
где gt – темп прироста номинального ВВП.
Таргетирование реального ВВП происходит при использовании правила Тейлора с учетом того, что значимость реального выпуска (а следовательно, увеличения занятости и сокращения безработицы) превышает опасность инфляции. В данном случае монетарная политика нацелена на стимулирование экономического роста.
Сравнительная характеристика альтернативных целей монетарной политики представлена в табл. 11.3.
Таблица 11.3
Оценка альтернативных целей монетарной политики
Цель политики |
Преимущества |
Недостатки |
Темпы роста денежной базы |
Легко достижимо. Наглядно для населения. Предоставляет номинальную точку отсчета для контроля политики ЦБ (номинальный якорь) |
Может приводить к колебаниям в темпах инфляции и уровне безработицы |
Номинальная ставка процента |
Легко достижима в SR (в краткосрочном периоде) |
Нестабильный спрос на товары и услуги может при этом привести к колебаниям уровня безработицы. Не обеспечивает номинального якоря. Инфляция может увеличиваться бесконтрольно |
Темп прироста предложения денег |
Обеспечивает номинальный якорь |
Трудно контролировать. Волатильность предложения денег может сопровождаться в этом случае резкими колебаниями уровней инфляции и безработицы |
Темпы роста номинального ВВП |
Обеспечивает номинальный якорь. Разделяет шоки предложения между выпуском и инфляцией |
Трудно поддается контролю |
Темпы инфляции или уровень цен |
Обеспечивает номинальный якорь. Стабилизирует инфляционные ожидания. Позволяет избежать проблемы временно́й несогласованности политики (time inconsistency) |
Трудно поддается контролю. Сопровождается резкими колебаниями уровня безработицы |
Уровень безработицы или темпы прироста реального ВВП |
Позволяет избежать издержки, связанные с безработицей. Поддерживает адекватные ожидания экономических агентов, позволяя им избегать ошибок |
Трудно поддается контролю. Может сопровождаться резкими колебаниями темпов инфляции. Не обеспечивает номинального якоря |