Земельное и природоохранительное право
Развивало принципы первых декретов о земле. Положение ВЦИК "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию", опубликованное 14 февраля 1919 г., вводило понятие "единый государственный земельный фонд". Статья 4 Положения устанавливала, что в основу землеустройства должно быть положено создание единого производственного хозяйства, снабжающего Советскую Республику наибольшим количеством материальных благ при наименьшей затрате народного труда. Таким могло быть "только коллективное хозяйство. Поэтому главное внимание в законодательстве первой половины гражданской войны уделялось развитию коллективного землепользования. Статья 3 Положения определяла единоличное хозяйство как временное и отживающее, основную роль в уничтожении эксплуатации должны были сыграть коллективные формы обработки земли. В соответствии с этим устанавливался льготный порядок землеустройства социалистических форм хозяйств. В первую очередь землю получали совхозы и коммуны, во вторую - артели и товарищества по совместной обработке земли, в последнюю очередь - единоличники.
Из всех форм колхозов закон выделял сельскохозяйственную коммуну, наиболее распространенную еще в предшествующий период.
Однако теперь законодатель обращался и к другим формам - артелям, товариществам и проч. Положение не дает исчерпывающего перечня форм колхозов, полагаясь на революционное творчество крестьян.
Развертывание движения за кооперирование крестьянства сопровождалось принятием новых нормативных актов. Если в первый год Советской власти уставы колхозов разрабатывались самими крестьянами и публиковались в печати для всеобщего сведения, то теперь Наркомзем принял Нормальный устав сельскохозяйственной коммуны, в котором обобщался первый опыт колхозного строительства. Устав определял цели создания коллективных хозяйств, размер вступительных взносов, степень обобществления имущества и проч. При распределении доходов в коммуне за основу бралась установленная для каждой отдельной местности потребительская норма. Все, что оставалось, передавалось государству. Уравниловка в оплате труда и отсутствие средств для укрепления материальной базы коммун вели к экономической слабости коллективных хозяйств. Они не могли стать экономической опорой Советского государства.
В решениях VIII съезда Коммунистической партии был взят курс на прочный союз с середняком. Опора на середняка была важна не только с политической точки зрения. В земельном законодательстве больше внимания стало уделяться единоличным хозяйствам. Особое место в связи с этим приобрела проблема переделов, которые были ограничены, чтобы обеспечить устойчивость землепользования (Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. "О переделах земли", Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 27 мая 1920 г. "Об увеличении размера землепользования в трудовых хозяйствах").
При регулировании отношений земельное право учитывало специфику различных географических районов страны. Так, в Средней Азии основное внимание законодателя было направлено на ликвидацию частной собственности на водные источники и регламентацию порядка водопользования. 14 августа 1919 г. ЦИК Туркестанской АССР утвердил Временные правила по водопользованию в республике. Однако многие вопросы сельскохозяйственного водопользования здесь не получили своего отражения. Интерес представляет Временный водный закон в Семиреченской области, принятый 3 апреля 1919 г. Вторым Чрезвычайным областным съездом Советов. Этот нормативный акт был посвящен главным образом регулированию водопользования сельскохозяйственного назначения. Им был установлен институт трудового водопользования; определялся порядок потребления воды; в первую очередь воду предоставляли для личных нужд, затем для трудового землепользования и только потом для промышленных надобностей. Своя водная норма была у каждой местности.
В годы гражданской войны закладывались основы советского природоохранительного права, формировались органы, к ведению которых относилась охрана природы. Единого акта об охране природных богатств не было, не существовал и орган, который ведал бы охраной всех природных ресурсов страны. Эти функции в основном относились к компетенции местных Советов. Объекты же природы, имевшие общегосударственное значение, передавались в ведение соответствующих наркоматов.
Своеобразным лесным кодексом явился Декрет ВЦИК "О лесах", принятый еще в 1918 г. В нем были закреплены права граждан и организаций на пользование лесом для получения топлива, строительной и поделочной древесины и проч. Декрет определял и меры, способствующие охране леса и лесовосстановлению. Среди обязанностей граждан значилась помощь лесоразведению как личным трудом, так и уплатой специальных лесных сборов.
Леса оставались в ведении местных органов Советской власти. Декрет устанавливал особый режим для лесов, отнесенных к категории защитных: почвозащитные, водозащитные, служащие "интересам гигиены", "памятники природы". Использование таких лесов для хозяйственной деятельности существенно ограничивалось.
Практика первых послереволюционных лет выявила, что дело охраны природных богатств требует централизованного подхода. В период гражданской войны наметился переход от политики передачи природных ресурсов (за исключением полезных ископаемых, которые все, кроме торфа, с первых дней революции находились в ведении центральных органов) в руки местных Советов к политике сосредоточения их в ведении соответствующих наркоматов. Сначала это было сделано в отношении курортов. Курорты общегосударственного значения передавались в ведение Наркомздрава, одновременно он был вправе объявлять те или иные местности курортами обще государственного значения. Согласно Декрету СНК РСФСР от 20 марта 1919 г. в местностях с целебными источниками устанавливались округа горной и санитарной охраны. Леса в этих зонах объявлялись защитными.
Следующим шагом в централизации дела охраны природы явился Декрет СНК РСФСР от 20 июля 1920 г. "Об охоте", которым регулирование охотничьего дела было поручено Народному комиссариату земледелия. В руках одного органа сосредоточивались и охранительная, и промысловая функции. Наркомзему предоставлялось право учреждать заповедники и заказники с целью разведения промысловых животных и птиц.