Нравственные ценности "акул" и "дельфинов" бизнеса

Ведущую роль в личной культуре человека играет его мировоззрение, существенной частью которого является система и диспозиция ценности личности. Ценности определяют, для чего, как считает сам человек, он живет. Сравним психологические портреты "акулы" и "дельфина" бизнеса.

Для этого приведем совместную точку зрения российского и американского ученых в сфере бизнеса на мотивы и набор профессиональных качеств предпринимателя.

Мотивы — это:

— желание быть хозяином своей судьбы;

- стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной деятельности, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип "работать, чтобы жить" на принцип "жить, чтобы работать";

- желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

Профиль успешного предпринимателя: десять наиболее важных качеств:

1) поиск новых или необычных деловых возможностей, инициативность, умение предвидеть события и предпринимать превентивные меры;

2) упорство и настойчивость, готовность неоднократно предпринимать одни и те же усилия, следуя поговорке "вода и камень точит". Американский бизнесмен X. Маккей гордился тем, что добился-таки заказа от бизнесмена, которого "обхаживал" несколько лет;

3) готовность к риску, но при этом активные действия в направлении его уменьшения, повышения контроля над ситуацией. Умный учится на своих ошибках, а мудрый — на ошибках других, поэтому мудрость предпринимателю не повредит;

4) направленность бизнеса на эффективность, качество и достижение успеха в основном именно за счет эффективности бизнеса и качества товаров, услуг;

5) вовлеченность в рабочие контакты, коммуникационная активность. Принятие на себя всей полноты ответственности, принесение личных интересов в жертву интересам дела;

6) целеустремленность: умение видеть, ставить, корректировать и достигать долгосрочных целей;

7) стремление быть информированным о всех проблемах и субъектах, существенных для дела;

8) систематическое планирование деятельности, наблюдение и контроль;

9) способность убеждать и устанавливать связи, коммуникативная компетентность;

10) независимость и уверенность в своих силах, неконвенциальность.

Классификация типов предпринимателей по Р. Андерсену и П. Шихиреву показана на рис. 4.7.

Рис. 4.7. Основная классификация типов предпринимателей (по Р. Андерсену и П. Шихиреву)

Различная этическая ориентация предпринимателей трансформирует их деловые и личностные качества и тем самым влияет на ОГЛАВЛЕНИЕ отношений.

"Акула": тип первый в историческом времени и наиболее распространенный в современном деловом пространстве. Вот каково мировоззрение этого типа, если выразить его от первого лица.

Отношение к людям. В основной своей массе люди, кроме меня, злые, слабые, глупые, ленивые, лживые, порочные существа. Ими управляют животные инстинкты и низменные страсти. Они не ценят добро и понимают только язык силы. Они — средство, объекты, которые надо использовать для достижения цели. Самые опасные из них те, кто умнее, сильнее и выше среднего уровня. Они — мои конкуренты, т.е. враги. Лучший способ вести с ними дело — быть сильнее, хитрее, меньше им доверять. Полезно владеть техникой управления ими. Конкурентов но возможности следует устранять. Если не устраню я, устранят меня. Выживает сильнейший. Победитель получает все. Не такие, как я (лица другого пола, иностранцы и т.п.), — люди второго сорта.

Отношение к обществу. Общество — это скопище людей, установившее законы, из которых одни мне выгодны, другие вредны. Последние я имею право нарушать, когда нет риска попасться.

Отношение к себе. Я лучше всех, хотя тоже животное. Если я беден, то только потому, что общество, его законы и другие люди мешают мне разбогатеть.

Отношение к миру и природе. Мир враждебен, холоден и опасен. Поэтому всегда надо быть начеку. Реальны лишь материальные ценности, все остальное — проповедь для неудачников. Природа — это кладовая, из которой следует брать сколько можно, иначе возьмут другие. После нас — хоть потоп.

Отношение к духовным ценностям. Возможно, Бог и существует, но Его законы и законы людей, религиозная мораль и законы бизнеса — разные вещи. Надо тем не менее иметь репутацию верующего, это выгодно. Столь же по необходимости следует жертвовать на благотворительные цели.

Отношение к делу. Мое дело — это основа и источник моей власти в мире, средство защиты от людей и общества.

Отношение к риску. Определяется только соотношением между ожидаемой прибылью и потенциальной опасностью.

Цель жизни (ответ на вопрос: для чего я живу?). Я живу для себя. Для того чтобы иметь как можно больше денег, чтобы иметь как можно больше власти над людьми и миром, чтобы жить как можно более комфортно и безопасно. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая своих желаний. Жизнь дастся только однажды, и прожить надо как можно дольше.

Средства достижения цели (ответ на вопрос: как реализовать главную цель?). Любые. Моральный выбор определяется только материальной выгодой.

Кто мои друзья и кто — враги. Потенциально все люди — конкуренты в борьбе за материальные блага. С некоторыми из них временно можно кооперироваться, объединяться против общих, наиболее опасных для обеих сторон в данный момент конкурентов. Длительность союзнических отношений определяется сугубо соображениями выгоды.

"Дельфин": тип более поздний в историческом времени, менее распространенный, но все более утверждающийся в деловом пространстве. Вот каковы ответы человека этого типа.

Отношение к людям. Большинство людей достойны уважения и доверия. Человек несет в себе начала как добра, так и зла. И то и другое проявляется у разных людей по-разному в зависимости от многих факторов: природных, внутренних и внешних, среды, воспитания, образования, ситуации и т.п. Добром можно добиться от людей большего, чем силой (теории позитивного подкрепления бихевиористов). Лучший способ вести дело — стремиться к взаимовыгодному результату. Искренность и доверие в деловых отношениях — лучшая основа сотрудничества. Доказывать свое превосходство следует па деле, завоевывая потребителя качеством товаров и услуг при меньших ценах. В конечном счете такая политика оправдывает себя лучше, чем временный успех. Других, не таких, как я, надо стремиться понять.

Отношение к обществу. Общество и его институты — механизм, средство согласования интересов отдельных индивидов и социальных групп, гарантия защиты граждан от произвола. Закон, который я считаю несправедливым, надо все же соблюдать, пока он не будет изменен законным путем, в том числе и благодаря моим усилиям. Дело не в том, попадусь я или нет при попытке обойти закон, а в моем добровольном выборе не нарушать его.

Отношение к себе. В общем, я неплохой человек и, как и многие другие, достоин уважения. Если я беден, то потому, что пока недостаточно изобретателен, не прилагаю достаточно сил, неправильно выбрал сферу их приложения, малообразован, плохо организован.

Отношение к миру и природе. Мир чудесен. Он предоставляет человеку так много возможностей для раскрытия своих способностей, дает столько радостей. Мир — это большая игра природных сил, в которой участвую и я тоже. Жизнь — это большое благо. Она не ограничена только видимым, материальным. Существуют ценности духовные, непреходящие: любовь, дружба, благоговение перед красотой, перед величием проявлений человеческого духа. Природе мы обязаны самой своей жизнью и должны ее не только сберечь для своих детей, но и сделать еще краше.

Отношение к духовным ценностям. Мир подчиняется не только материальным законам. Существуют и другие законы, которые мы чувствуем в себе как голос совести, сострадание к горю других людей. Эти законы действуют везде, в том числе и в бизнесе. Я верую не из подражания, но потому, что нахожу в вере опору и поддержку в трудные минуты, точку отсчета при принятии трудных решений. Я помогаю другим не потому, что так принято, а потому, что, помогая им, я помогаю себе.

Отношение к делу. Мое дело — это мое призвание и предназначение. Это то, что я смогу сделать лучше всего, будучи хозяином своей судьбы. Это средство реализовать свои способности и свои идеи. Это возможность жить лучше, помогая своим делом жить лучше другим.

Отношение к риску. Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между ожидаемой прибылью и угрозой разрушить дело, нанести ущерб другим людям, например своим работникам.

Цель жизни (ответ на вопрос: для чего я живу?). Я живу для того, чтобы сделать жизнь — свою и других, материальную и духовную — богаче и лучше. Для того, чтобы радоваться тому, как становятся действительностью мои самые смелые идеи. Чтобы оставить о себе добрую память потомкам. Чтобы наслаждаться игрой своих сил и возможностью реализовать способности, своей свободой и независимостью. Чтобы иметь возможность честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением. Важно не то, сколько я проживу, а то, как я проживу.

Средства достижения цели (ответ на вопрос: как ее реализовать?). Любые законные и те, которые не противоречат моим моральным принципам. Выбор между большой прибылью и хорошей репутацией делается в пользу хорошей репутации. Опора в основном на свои силы и доверие партнеров.

Кто мои друзья и кто — враги. Потенциально все люди могут стать моими партнерами во взаимовыгодном сотрудничестве. Главный принцип выбора — деловая репутация в сочетании со сходной этической ориентацией, соответствием критерию моральной надежности.

Задайтесь вопросом: какой тип бизнесмена вы представляете? "Прикиньте на себя" эти качества. Интересно, вы о себе и раньше так думали или рассмотрение себя в схеме описания "акул" и "дельфинов" привело к пересмотру самопредставления?

А с каким бизнесменом — "акулой" или "дельфином" — хотелось бы вам лично иметь дело? Какой предприниматель нужнее обществу, благоприятно воспринимается большинством людей?

Позитивная социальная направленность бизнеса, восприятие бизнесменами высоких нравственных императивов как руководства к собственной деятельности улучшает социальную атмосферу и положительно отражается на психическом самочувствии самого бизнесмена, каждого жителя страны, да и па ее экономике.