"Новый курс" Рузвельта
Кризис был такой катастрофой, что экономисты начали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не может существовать. В это время рождаются новые экономические теории – рецепты спасения и перестройки хозяйства. Пожалуй, наиболее важной из них стала теория английского экономиста
Дж. М. Кейнса (1883–1946). Его учение кейнсианство (буржуазная теория государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики) послужило теоретической основой того, что мы называем государственно-монополистическим капитализмом. Нам необходимо уточнить это понятие. Нередко определяли государственно-монополистический капитализм так: это слияние монополий с государством, т.е. такое положение, когда монополии контролируют, сохраняя в своих руках государственную власть.
Очевидно, сущность государственно-монополистического капитализма заключается в другом. Государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильнее говорить не о государственно-монополистическом капитализме, а о государственном регулировании экономики. Почему происходит переход к государственному регулированию? Потому что оно позволяет избежать кризисов. Как это происходило в США? Новый 32-й президент США Франклин Д. Рузвельт (1882–1945) провозгласил систему мер оздоровления экономики – так называемый "новый курс".
При правительстве была создана Национальная администрация но восстановлению промышленности (National Industrial Recovery Administration, NIRA). Возглавил ее "мозговой трест" – совет крупнейших экономистов и промышленников. NIRA осуществляла государственное регулирование хозяйства.
Промышленность разделили на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был свой орган, каждая группа имела свои правила – кодексы честной конкуренции. Они устанавливали объем производства, цены и т.д., регулировали производство в соответствии с потребностями рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.
Иным направлением курса президента Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд долл., – строительство новых дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений, в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тыс. палаточных лагерей, куда направляли безработных. Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали заработную плату и приобретали товары, да и для самих работ требовались стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.
Антикризисные меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство скупало земли у фермеров, оставляя их как пустошь, без использования; выплачивало премии за сокращение поголовья скота, продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта. Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Писатель Герберт Уэллс писал: "Мне кажется, что в Соединенных Штатах речь идет о глубокой реорганизации, о создании планового, т.е. социалистического хозяйства". Так думал, однако, не только Уэллс. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий "нового курса" было запрещено.
После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. начался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом Второй мировой войны.