"Зеленая корзина" ВТО
В Соглашении по сельскому хозяйству вопросам формирования и содержания "зеленой корзины" отведена примерно пятая часть текста. Договаривающиеся стороны пытались не упустить из виду даже детали, но многие пункты Соглашения, по мнению экспертов, еще нуждаются в конкретизации во избежание неправильного толкования (например, п. 5 прил. 2, касающийся включения в "зеленую корзину" части прямых выплат производителям).
Ниже представлены специфические критерии, предельно краткое изложение содержания и структуры "зеленой корзины" (при сохранении в основном принятой в прил. 2 Соглашения по сельскому хозяйству рубрикации, начиная с п. 1).
1. Главное требование к мерам "зеленой корзины" формулируется в п. 1 прил. 2 Соглашения по сельскому хозяйству: не оказывать или оказывать как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю или производство. Далее указывается, что все меры, в отношении которых запрашивается освобождение, должны соответствовать следующим основным критериям:
(а) данная поддержка предоставляется на основе финансируемой из государственного бюджета правительственной программы (включая невостребованные правительством доходы), а не за счет перечисления средств от потребителей;
(b) данная поддержка не имеет следствием поддержание цен производителей.
Правительственные программы предоставления услуг объединены в группы и подгруппы, представленные в п. 2–13 прил. 2 Соглашения. Ниже раскрывается их краткое ОГЛАВЛЕНИЕ.
2. Услуги общего характера:
(a) научные исследования;
(b) борьба с вредителями и болезнями;
(c) услуги по подготовке кадров;
(d) услуги но распространению знаний и опыта и консультационные услуги;
(e) инспекционные услуги (включая инспекции и проверку отдельных продуктов для целей здравоохранения, безопасности, сортировки по качеству или стандартизации);
(f) услуги по маркетингу и продвижению на рынок (включая маркетинговую информацию, консультации и продвижение конкретных продуктов);
(g) услуги по инфраструктурному обеспечению, объекты которого предназначены для общественного пользования.
3. Создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности общества.
4. Внутренняя продовольственная помощь нуждающейся части населения.
5. Прямые выплаты производителям (в соответствии с определенными критериями).
6. "Несвязанная" поддержка доходов (т.е. поддержка доходов производителей, не связанная и не основанная на видах, объемах, ценах и факторах производства).
7. Финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов (с учетом определенных требований).
8. Выплаты в порядке помощи при стихийных бедствиях.
9. Содействие структурным изменениям посредством программ, побуждающих производителей прекратить свою деятельность.
10. Содействие структурным изменениям посредством программ по прекращению использования ресурсов.
11. Содействие структурным изменениям посредством стимулирования инвестиций (в соответствии с определенными критериями).
12. Платежи по программам охраны окружающей среды.
13. Выплаты по программам региональной помощи. (Право па такие выплаты предоставляется лишь производителям в неблагоприятных регионах, определяемым законодательно по четко определенным критериям).
ОГЛАВЛЕНИЕ каждого из вышеуказанных пунктов, изложенного в Соглашении по сельскому хозяйству, не является однозначным, обставлено ВТО рядом условий (ограничений) и нуждается в полноценном юридическом осмыслении.
По мнению экспертов, "зеленая корзина" ВТО направлена прежде всего на "сворачивание" национального сельскохозяйственного производства (с одновременной поддержкой развития не сельскохозяйственных видов деятельности).
В целом "зеленая корзина" ВТО является частью продуманной методики, каждый пункт которой оговаривается предварительными условиями, препятствующими желанию многих государств "спрятать" значительные объемы реальной поддержки национальных сельскохозяйственных товаропроизводителей (СХТ) в данной разрешенной зоне.