Новые веяния в общественно-политической мысли Европы
На протяжении всей политической истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).
На исходе Средневековья светское знание постепенно начала освобождаться из тенет христианской схоластики. Появлялись концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. Было поставлено под вопрос право церкви па верховенство ее власти, поскольку власть короля стала рассматриваться как власть, полученная непосредственно от Бога, а не от папы римского. Большое значение имели здесь принятие в Англии Великой хартии вольностей (1215), впервые провозгласившей за частью общества (баронами и рыцарями) определенные права и свободы, и создание английского парламента в XIII в.
Началось формирование идеи о двойной истине – богословской и философской, религиозной и научной. Так, Дунс Скот считал философию чистой теорией, исключительным объектом которой является природа, а богословие практической наукой, исключительным объектом которого является божественное царство благодати.
Отчасти в результате открытия как бы заново Аристотеля возрос интерес к вопросам, касающимся разработки принципов наиболее совершенных, по представлениям того периода, форм правления. Высказывались доводы относительно того, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества. При этом большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, рассматривали монархию, т.е. правление одного, как наилучшую форму, наиболее пригодную для обеспечения этого единства.
Постепенно становилась очевидной необходимость более или менее четко очерченных внешних ограничений на эту власть. Ряд положений римского права в тот период интерпретировался как средство, с помощью которого народ выбирает своего правителя и устанавливает четко очерченные рамки, в которых правитель вправе действовать.
В этом русле постепенно формировалась мысль о необходимости разграничения сфер деятельности церкви и государства. Так, в своем труде "Заступник мира" Марсилий Падуанский (между 1275 и 1280 – ок. 1343), возлагая ответственность за все беды на церковь, выступал за ее отделение от государства и подчинение светской власти. Его идеи о народе-суверене, о соотношении законодательной и исполнительной властей, об обязательности закона для всех лиц в государстве (в том числе и для правителей) и т.п. оказали заметное позитивное влияние на формирование в эпоху Возрождения и в Новое время представлений о необходимости переустройства форм политической самоорганизации народов и форм государственного устройства.
Симптоматично, что Марсилий Падуанский отстаивал весьма радикальный для того времени тезис о том, что народ и только он является источником как светской, так и духовной власти. Он даже высказывал мысли, весьма близкие идее разделения власти па законодательную и исполнительную ветви, сформулированную только в Новое время.
Возрождение и Реформация – самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода нс просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры Античности. Демонстративно обращаясь к Античности, они выражали неприятие, отрицание политико-юридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в Средние века.
В период Возрождения обнаружился кризис самого схоластического типа мышления, на котором зиждилось католическое мировоззрение, наметились процесс формирования гуманистической культуры, возрождение интереса к античной мысли и искусству. В целом, уже в средневековой договорной теории можно обнаружить первые зародыши идеи конституционализма, впоследствии ставшей одной из несущих конструкций теории демократии и правового государства.
Из всего изложенного в данной главе можно сделать вывод, что период от Античности вплоть до начала Нового времени составляет предысторию политической науки, политической философии и политической социологии. Главное его значение состояло в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф. Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья, которых правильнее назвать не политическими учеными или политическими философами в собственном смысле слова, а их предтечами.