Новые точки туризма и смещение маршрутов
Сегодня мировая индустрия туризма динамично развивается, вовлекая все новые регионы. По прогнозным данным Всемирной Туристской Организации (ВТО), в ближайшие 15 лет наиболее быстрыми темпами будет расти рынок стран "нового туристического освоения": Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Южной Азии и некоторых наиболее политически стабильных частей Африки. На туристической карте мира появились Вьетнам, Тибет, Танзания, первые попытки привлечь туристов делает даже Пакистан. В результате этого движения происходит глобальное перераспределение мировых туристических потоков.
Эта тенденция находит свое отражение и в России, хотя интенсивность изменений у нас несколько ниже. Делают первые шаги в активном позиционировании на туристическом рынке такие регионы, как Байкал, Урал, Алтай. Туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики получил поддержку на государственном уровне. В стране создано 7 туристско-рекреационных зон (Калининградская и Иркутская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республики Бурятия и Алтай), которые через некоторое время станут новыми точками туристического притяжения не только за счет богатых природных ресурсов, но и быстрого роста инфраструктур. Другим знаковым государственным проектом в сфере туризма на ближайшие 10 лет станет формирование инфраструктуры в Краснодарском крае под проведение Олимпийских игр в Сочи.
Новые туристические регионы начнут конкурировать за турпотоки с традиционными - Москвой, Санкт-Петербургом, городами Золотого
кольца, которые, в свою очередь, тоже декларируют планы по усилению своих позиций. Так, согласно Генеральному плану развития Москвы к 2025 г. российская столица планирует принимать 20 млн туристов в год. Сейчас же туристический поток в столицу составляет порядка 3,8 млн человек в год. Есть планы и у северной столицы. По Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра к 2010 г. город планирует принимать 5 млн туристов в год.
Рис. 1. Рост объема туристических потоков
Как свидетельствует статистика, в целом в общестрановом масштабе происходит рост турпотока, однако он распределяется неравномерно. Например, объем туристических потоков, направляющихся на Северо- Запад, растет медленнее, чем по России в целом. В случае сохранения тенденции отставания возникают высокие риски перемещения Северо- Западного региона на периферию туррынка.
На российском туристическом рынке появляются крупные западные игроки, своими стандартами и высоким уровнем услуг оказывающие мощное давление на всю рыночную ситуацию в отрасли.
Так, приход в Россию новых операторов авиа- и круизных перевозок влечет за собой внедрение новых стандартов работы, привнесенных иностранными компаниями с более конкурентных, чем российский, рынков. Отечественным перевозчикам придется подстраиваться под
мировые стандарты, чтобы оставаться конкурентоспособными. Перед ними возникает выбор: развиваться опережающими темпами либо взять на себя какие-либо функции иностранных компаний, встраиваясь в их цепочки. Иллюстрацией этой ситуации может стать рынок круизных перевозок, на котором Россия сейчас занимает сотые доли процента в мире. Учитывая современное состояние отечественной морской круизной инфраструктуры (средний возраст судов превышает 30 лет, отсутствие современных пассажирских терминалов с достаточной пропускной способностью т. д.), а также недостаточность финансового ресурса, конкурентоспособность российских морских компаний находится под вопросом. Возможны два варианта развития ситуации - либо они будут поглощены западными компаниями, либо вынуждены уйти с этого рынка или переориентироваться.
Свои проекты на территории России реализуют также многие иностранные отельные сети и туроператоры, создавая здесь плотную конкурентную среду. Надо отметить, что этот процесс этот выгоден как для иностранных инвесторов, так и для российских регионов, которые таким образом получают пропуск в мир большого туризма: отели с мировыми именами (Radisson SAS, Park Inn, Marriott International) являются гарантом качества для потенциальных клиентов, а также дополнительным стимулом для посещения этих территорий "своими клиентами". Вместе с этим у нас в стране начинается процесс формирования и российских сетей.
Значимой частью любого тура сегодня является шопинг. Поэтому для туристического рынка важным становится состояние российского ритэйла. Между тем отечественный розничный рынок лишь недавно вышел из стадии неорганизованной торговли и находится на стадии бурного роста организованного сегмента, а также эволюции розничных форматов. При этом его развитие значительно ускоряет приход западных розничных сетей.