Новые тенденции развития международного космического права
Тенденции развития космического права и космической деятельности были подробно проанализированы в ходе третьей Всемирной конференции по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-Ш), прошедшей в период 19–30 июля в 1999 г. в Вене, под девизом "Космос на службе человечества в XXI веке". На форуме были приняты два важнейших документа: Венская декларация о космической деятельности и развитии человеческого общества и Доклад конференции, представляющий подробный анализ мировой деятельности в космосе на рубеже тысячелетий.
В процессе работы конференции было подчеркнуто, что одной из ключевых задач, стоящих перед мировым сообществом, является сохранение космоса мирным. Как отмечал в своем докладе на открытии ЮНИСПЕЙС-III Генеральный секретарь ООН К. Аннан: "Космос не должен превратиться в еще одно поле сражения для разрешения конфликтов на Земле. Наоборот, международное сообщество должно добиваться, чтобы плоды технического прогресса служили всем людям во всех странах..."[1]
В 2001 г., на 56 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия выступила с предложением о заключении договоренности о неразмещении оружия в космосе, подкрепленное введением моратория на размещение в космосе боевых средств еще до достижения соответствующей договоренности. В 2002 г. Россия объявила о своем намерении пойти на новую меру открытости и укрепления доверия: заблаговременно предоставлять информацию о предстоящих запусках космических объектов, их предназначении и основных параметрах. В октябре 2004 г. на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООП Россия заявила первой о неразмещении в космосе оружия любого рода и призвала все государства, обладающие космическим потенциалом, последовать ее примеру, что позволило бы сохранить мирный статус космоса[2].
В июне 2002 г. на пленарном заседании конференции по разоружению делегациями России и Китая был совместно предложен документ "Возможные элементы будущей международно-правовой договоренности о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов". В уточненном и доработанном виде предложенные элементы договоренности были представлены во внесенном совместно делегациями России и Китая на пленарном заседании Конференции по разоружению 12 февраля 2008 г. Проекте договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Проект договора содержал такие основные положения, как расшифровка ключевых терминов, используемых в соглашении, а именно:
а) космическое пространство – наземное пространство выше 100 км над уровнем океана:
б) космический объект – любое устройство, предназначенное для функционирования в космическом пространстве;
в) оружие в космическом пространстве – любое устройство, размещенное в космическом пространстве и созданное для уничтожения объектов в космосе, на Земле или в воздушном пространстве;
г) толкование термина "размещение оружия";
д) применение силы или угрозы силой – любые действия против космических объектов.
В Проекте содержалось обязательство участников предлагаемого договора не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия, не устанавливать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом, не прибегать к применению силы или угрозы силой в отношении космических объектов.
Вместе с тем ничто в предполагаемом договоре не должно быть истолковано как препятствие к осуществлению прав государств-участников на исследование и использование космоса и права на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООП.
Меры укрепления доверия по соблюдению договора могли бы найти отражение в дополнительном протоколе. Для осуществления целей договора предлагается учредить Исполнительную организацию Договора.
Новое звучание приобрели и те международно-правовые вопросы, которые находятся уже длительный период времени на обсуждении Комитета по космосу и всемирных конференций по космосу. Например, проблема делимитации космического пространства, ставшая особенно актуальной в связи с использованием аэрокосмических систем (АКС).
АКС представляют собой гибридное средство транспортировки и передвижения, находящееся на стыке авиационных и космических технологий. Ее несомненными преимуществами является возможность многократного использования элементов системы, что позволяет значительно сократить затраты на транспортировку грузов на орбиту и обратно. Вместе с тем остается неурегулированным правовой статус подобных систем. Ключевой проблемой, требующей решения, становится определение момента, с которого по отношению к АКС прекращается действие норм международного воздушного права и начинается действие норм международного космического права.
Особую значимость приобретает вопрос о необходимости принятия юридически обязательных документов, взамен ныне действующих Принципов деятельности государств по дистанционному зондированию Земли (1986), Принципов непосредственного телевизионного вещания (1982) и Принципов, касающихся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992). Так, на конференции ЮНИСПЕЙС- III было предложено Юридическому подкомитету Комитета по космосу приступить к разработке договора о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ), учитывая, с одной стороны, фактор расширения сферы использования коммерческих услуг дистанционного зондирования, с другой – сохраняя принципы недискриминационного доступа к полученным данным.
Возможным вариантом всеобъемлющего урегулирования космических проблем на современном этапе сможет стать заключение общей конвенции по космосу, по модели Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., разработка которой могла бы проходить в том числе и во Всемирной космической организации, которой можно было бы придать статус специализированного учреждения ООН с возложением на нее функций организатора международного сотрудничества в этой области деятельности человека.