Новые технологии управления регионами в Российской Федерации: программы развития, агломерация, кластеры
Новые возможности и условия государственного управления предполагают и новые методы, в частности в области региональной политики. Остановимся па трех из них: программы развития, агломерация, кластеры.
Отметим, что в их основе лежат активизация деятельности самими регионами, поиск внутренних ресурсов при минимальной помощи из центра. Все они относятся к новым технологиям, вводимым в период второго десятилетия XXI в. и предполагающим наличие в регионе "точек роста".
Программы развития — один из видов целевых комплексных программ, отличительной особенностью которого является развитие производственного потенциала региона. ОГЛАВЛЕНИЕ программ предопределено принятием Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, а также разработкой проекта федерального закона № 68749-3 "О федеральных целевых программах регионального развития". Их особенность — нацеленность средств и действий на формирование и поддержку "центров опережающего роста" регионов.
Программы развития основаны на составлении стратегического плана развития региона с учетом "центров роста". Они могут входить в перечень федеральных целевых программ (ФЦП) государства, а могут иметь региональный (поселенческий) и даже локальный характер. К середине 2014 г. утверждены только три стратегических плана развития: Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, Северо-Кавказского федерального округа (до 2025 г.). На очереди — еще пять. В стране с 2012 г. уже действует программа развития Калининградской области, по которой в регион направлялось 6,269 млрд руб. (2012) и 12,73 млрд руб. (2014). В 2014 г. утверждена программа развития Крыма.
Следует различать программы развития и программы финансирования социально-экономического развития регионов. Они имеют разные цели. В первом случае речь идет о развитии производства и науки как "точек роста" региона, во втором — о финансировании социальных программ.
Программы развития широко используются для финансирования развития за рубежом. Имеется ряд программ развития ООП. В Еврозоне они разрабатываются в рамках региональной политики государств. Особую роль в современных условиях России стала играть Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Она действует с 2006 г. в связи с указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637. Основным полем для ее реализации являются Дальний Восток, Мордовия, Удмуртия, а также Тульская, Калужская, Оренбургская, Омская и Тамбовская области. С 2014 г. в связи с событиями на Украине начала действовать программа помощи регионам, принимающим у себя добровольных переселенцев с Украины. В данном случае именно переселенцы как ресурс рабочей силы рассматриваются источником развития.
Региональная агломерация, или управление территориями особого типа, где за счет плотности населения система хозяйственных связей становится дополнительным фактором производства, сокращая транспортные расходы, упрощая хозяйственные коммуникации, решая проблемы обеспечения предприятий кадровыми ресурсами. Она решает проблемы сбыта, создавая региональный рынок, и организует разделение труда.
Агломерация (от лат. — присоединять, накоплять) — компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Данный термин был впервые внедрен М. Руже (1973) для обозначения ситуации, когда границы поселения выходят за рамки административных (политических) территорий. Изучение феномена позволило уточнить его определение следующим образом.
Городская агломерация — это компактная и относительно развитая совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамичное единство[1].
В Российской Федерации имеет место 50 агломераций, включая семь при городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Из них 43, или 80%, расположены в европейской части страны. В 2013 г. была разработана "дорожная карта" развития агломерации в Российской Федерации для дифференцированного управления ими.
Кластеры — сконцентрированная на одной территории взаимосвязанных организаций: поставщиков продукции, комплектующих или специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и др.
Они взаимно дополняют друг друга, усиливая конкурентные преимущества и компаний, и кластера.
Понятие "кластер" относительно новое для России, хотя за рубежом оно используется часто, начиная с XIX в., когда данное понятие было описано А. Маршаллом. Современное звучание термина привнес в науку в 1990-е гг. Майкл Портер, который предложил типологию кластеров по типу интегрированных предприятий[2]. Выделяют классические, промышленные, сервисные, инновационные виды кластеров.
Отличие кластера от промышленного (инновационного) района заключается в том, что в рамках кластера предполагается сотрудничество предприятий при решении общих проблем: создание транспортной инфраструктуры, подготовка кадров и т.д. В обычной практике эти предприятия являются конкурентами.
Сотрудничество в рамках кластерных ассоциаций и развитие кластеров инновационного типа подталкивают государство к активной поддержке этого типа ассоциаций. Формами его помощи являются государственный заказ, льготное налогообложение, прямое финансирование, помощь в организации экспорта и др.
В 2012 г. Правительством РФ был составлен перечень экспериментальных кластеров в составе 25 единиц (см. прил. 5). При отборе в кластеры как объекты дополнительного государственного (регионального) финансирования используются четыре критерия: 1) научно-технологический и образовательный потенциал региона; 2) производственный потенциал; 3) качество жизни и уровень развития транспортной, энергетической, инженерной и жилищной инфраструктуры; 4) уровень организационного развития региона. Оценивался и текущий уровень, и перспективы развития региона. Кластеры из пяти российских регионов включены в Европейскую кластерную платформу (The European Cluster Collaboration Platform — ECCP).
Названные и кратко описанные технологии управления регионами отражают современный подход, который призван (параллельно с оказанием помощи в решении социальных проблем) воздействовать на экономический потенциал страны. Положительное влияние инвестиций в производство не вызывает сомнений, главное, чтобы они были и чтобы доходили до предприятий, а не оседали у разработчиков планов и программ.